Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛИГУ

 

Мамченко Галина Григорьевна,

учитель информатики, руководитель лаборатории проектной

деятельности МАОУ «Лицей ИГУ», г. Иркутск

 

Внедрение современных информационных технологий в учебный процесс – одно из приоритетных  направлений организации обучения в нашем учебном заведении МАОУ Лицей ИГУ г. Иркутска.

В лицее существует лаборатория проектной деятельности, которая  является одним из структурных подразделений лицея, обеспечивающим расширение  и углубление знаний участников образовательного процесса по современным компьютерным технологиям.

Удовлетворение персональных информационных потребностей человека – важная  составляющая современного подростка.

Согласно концепции проектной деятельности, работа в проектах  включает три компонента:

1.    Уроки «Проекты. История Иркутска».

2.    Проекты летней производственной практики.

3.    Долговременные проекты.

 

Уроки «Проекты. История Иркутска»

Уроки проводятся в 10-х классах по программе Мамченко Г.Г.  «Проектирование и создание веб-страниц», 34 часа. В течение учебного года лицеист должен провести исследование по теме, связанной с историей Иркутска, и создать веб-страницу.   Цель уроков - не только научить современного подростка средствам и методам создания собственно интернет-страницы, но, в первую очередь, творчески подойти к содержанию работы,  научиться работать с литературными и Интернет-источниками, обрести новые знания, повысить свой интеллектуальный уровень.

Важным компонентом готовой работы является умение изложить материал на правильном литературном языке.

Каждая законченная работа – это научное исследование проблемы, сделанное лицеистом и оформленное в виде веб-страницы. В качестве примера приведу названия сайтов, созданных на уроках: «Декабристские места в Иркутске» (Рис.1) «Граффити в Иркутске», «Хоккейная команда «Байкал-энергия», «Микрорайон «Синюшина гора»  и др.

 

 

 

Хочу особо отметить, что целью работы над урочными  проектами является одновременно и создание веб-страницы и грамотное формирование содержания.  Не секрет, что современный подросток мало читает, и, как следствие, не очень грамотен. Поэтому совместное использование современных  коммуникационных технологий  и русской словесности считаю вполне удачной формой проведения уроков.

На уроках целесообразно работать над проектом группой по 2 человека, поскольку любая творческая работа предполагает советоваться друг с другом, принимать коллегиальные решения. Обычно ребята сидят за соседними компьютерами в одном сеансе и практически работают одновременно.

Обязательно в течение всей работы проводится предварительная  защита среди своих одноклассников. Сравнительная оценка работы на промежуточном этапе стимулирует работу, соревновательный момент значительно улучшает результат.

В конце учебного года  в каждом классе проводится  заключительная защита работ, выставляется итоговая оценка. Так как творческая работа может восприниматься неоднозначно, оценивание происходит по критериям самими обучающимися, авторы аргументировано защищают свои работы.

Лучшие работы выставляются на научно-практические конференции лицея и города по использованию информационных технологий. Есть призеры и победители.

Летняя профильная производственная практика  по проектной деятельности

По окончании учебного года, в июне, в лицее проводится летняя производственная практика  по нескольким направлениям, в том числе и по проектной деятельности. Практика по проектной деятельности  для учащихся 10-х классов (20 часов).

На летнюю практику ребята записываются добровольно. Группа производственной практики бывает от 5 до 12 человек.  Временный творческий коллектив самостоятельно выбирает тему исследовательской работы. И по результатам создает либо сайт, либо презентацию.   За время проведения производственных практик были созданы работы: «История улицы Урицкого» (Рис. 2), «Драматург Александр Вампилов», «Школа будущего», «Реставрация собора Богоявления», «Иркутский аэропорт».

 

 

 

Принцип  оценивания работ летней практики также двуедин. Это должна быть работа,  одинаково хорошо сделанная не только с технической точки зрения, но и с точки зрения грамотного изложения на современном литературном языке.  Работа может быть сделана как в виде веб-страницы, так и в виде презентации,  поскольку время летней практики ограничено, а создание сайта требует больших трудозатрат. 

Долгосрочные проекты

Долгосрочные проекты предполагают участие разновозрастных учащихся в исследованиях, проводимых  на протяжении длительного времени и во внеурочное время. Целью проведения долгосрочных проектов  является вовлечение учащихся лицея в проектную исследовательскую деятельность.  Долгосрочные проекты проводятся при активном  участии кафедр  лицея. Проведены проекты  по русскому языку и литературе, по обществознанию, астрономии.

Как правило, долгосрочные проекты проводятся в связи с предстоящими конкурсами или другими соревновательными мероприятиями. Но может быть, что  проект ведется в рамках социальной направленности. Например, проект 2011 года «Твои люди, Иркутск, - наши учителя» (Рис. 3).

 

 

Долгосрочные проекты самые  трудоемкие, так как временный коллектив, который работает в проекте, это группа ребят из разных классов. Они пришли в проект,  потому что им интересна та проблема,  над которой они будут работать. Но и результат такой работы более значимый по совокупности достоинств: сайт создан более профессионально,  выверенный контент,  исследования  проводились несколькими авторами, поэтому очевиден разноплановый подход к проблеме что, как правило, совершенствует конечный результат.

Но самый значимый результат – то, что в проекте работает коллектив, это сближает, приносит чувство удовлетворения ребятам над работой в коллективе над общей проблемой.

Долгосрочные проекты обязательно выставляются на внешние конкурсы и НПК. Есть призовые места и победители.

По завершению учебного года проводится лицейская конференция «Проектная деятельность в лицее ИГУ». На конференции представляются  лучшие работы, созданные в текущем учебном году. По результатам работы конференции лучшие работы награждаются дипломами 1, 2 или 3-й степени, все участники получают сертификаты.

 

Литература

1.   Мамченко Г.Г. Организации проектной деятельности в лицее ИГУ г. Иркутска (из опыта работы)/Проблемы учебного  процесса в инновационных школах: сб.науч.тр. /под ред. О.В.Кузьмина. - Иркут.гос.ун-та, 2009.- вып. 14.- стр. 105-107.

2. Мамченко Г.Г./Интрасеть МОУ Лицей ИГУ/Мамченко Г.Г., Ловцов С.В., Осипенко Л.А., Шеметова Л.Н., Осипенко О.А.//«Информационные технологии в образовании г.Иркутска-2009», «Открытый мир: информационные технологии в образовательном пространстве - 2010»: Тезисы научных работ участников конференций, Иркутск, 2010.-стр.15-17.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 797
Яндекс.Метрика