Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ  К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В 5 КЛАССЕ

 

Малинина Алена Викторовна,

учитель черчения, изобразительного искусства МБОУ «СОШ №12»,

 г. Усолье-Сибирское

 

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. Важнейшей задачей современной школы является изучение и освоение духовных ценностей народной культуры, ее промыслов и традиций.

 Одной из важных проблем в настоящее время является проблема роли современного учителя в обучении, воспитании и развитии школьников на народной основе. Учитель выступает проводником духовной сути народной художественной культуры. Он раскрывает молодому поколению народное искусство и культуру как мир целостности, включающий отношение человека к миру, к своему дому, Родине. Связь времен неразрывна, и в нашем сегодняшнем дне мы сохраняем память о прошлых веках. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью пусть и умозрительной.

А как при отсутствии иллюстративной поддержки, музыкального и литературного сопровождения приобщить учащихся к народной культуре? Острая проблема иллюстративной поддержки существовала всегда и, естественно, назрела необходимость поиска новых средств обучения. Современные информационно – образовательные технологии, именно то, что призвано помочь учителю ИЗО в его деятельности. Привычную школьную доску заменяет экран. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространстве». Богатство содержа­тельной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и не­измеримо более увлекательным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия: «текст – звук – видео - цвет».

Созданные блок презентаций в программе PowerPoint по теме «Связь времен в народном искусстве» позволяет сохранить наглядный смысл, связь с фольклором, с народными корнями искусства. Раскрыть присущий детству наивно – декоративный язык изображения и образность, игровая атмосфера, связанная непосредственно с народными формами и декоративными функциями искусства в современной жизни. Данный акцент на традиции и промыслы несет в себе историческую связь прошлого и настоящего. Презентационные наглядные материалы позволяют освоить каждую роспись в отдельности, требования к обработке, методы нанесения мазков, работу кисти, смешение красок, распознание определенных сочетаний цветов, характерных для каждой народной росписи.

Заключительный урок – проект, нацелен на закрепление изученного материала, где так же в игровой непринужденной обстановке, работая в группах, учащиеся умело пользуются языком декоративного искусства, понимают значение древних корней народного искусства, видят взаимосвязь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором. И не смотря на то, что урок построен на работу в группе, есть возможность для проявления индивидуальности учащихся, что, несомненно, способствует развитию творческих способностей.

Уроки по темам: «Древние образы в народных игрушках» и «Единство формы и декора в игрушках» знакомят с древней русской глиняной игрушкой Филимоновской, Каргопольской и Дымковской. Родиной каждой игрушки в отдельности, с традициями росписи глиняной игрушки. Уроки нацелены на формирование художественного вкуса учащихся, осознание своей причастности к духовным ценностям народа, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков. На этих уроках так же происходит формирование работы с пластическим материалом. Работая с пластилином и глиной, школьники знакомятся со знаменитыми российскими художественными промыслами. Дети осваивают методику лепки и раскраски глиняных игрушек, которая отображается на экране. По теме «Древние корни народного искусства», помимо подготовленных презентаций к каждому уроку использую и фрагменты мультипликационного фильма «Домовенок Кузя», что помогает в увлекательной игровой форме научить каждого пятиклассника видеть в элементах мультипликации что-то необычное. А это доставляет воспитанникам море удовольствия и позволяет создать на уроке сказочную игровую ситуацию. Дети погружаются в виртуальный мир творчества и становятся непосредственными его участниками.

Большое внимание уделяется вышивкам с архаическими узорами. Где рассматривается таинственность и загадочность составляющих их элементов – знаков. Делается акцент на узорных элементах, цветовой гамме как своеобразном символическом языке, в которой наши предки стремились выразить свои мысли и чувства, свою духовную связь с природой.

Во внеурочной деятельности происходит знакомство учащихся с народными праздниками, промыслами, ремеслами России, традициями и обычаями своего народа. Театральные постановки праздников Масленица, Пасха, Рождество и др. пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку.

А главное! Взволновав, побудив интерес на уроках, учащиеся задумываются, идут  дальше, ищут  нестандартные решения. И каждая выполненная  работа становится неповторимой, уникальной и ребенок, выполняя ее, вкладывает свою душу, свое видение мира, свою фантазию.

Обучающиеся уже не представляют уроки и праздники без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных технологий, которые способствуют приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.

 

Литература

1.    Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - Москва: Просвещение, 1982г.

2.    Голованова Е.А. Проектная деятельность как важное направление в современной школе. - Москва: Просвещение, 2007г.

3.    Неменский Б.М. Педагогика искусства. - Москва: Просвещение, 2007г.

4.   Новрузова О.М. Педагогические технологии в образовательном процессе. - Волгоград: Учитель, 2008г.

Использованные электронные материалы и Интернет-ресурсы

1.    Мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура». Компания «Новый Диск» - Москва, 2003г.

2.   Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Диски CD-ROM - Москва, 1997-2008г.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 789
Яндекс.Метрика