Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

Использование  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

в обучении английскому языку

 

Лыткина Надежда Николаевна,  учитель английского языка,

МБОУ «СОШ №9», г. Иркутск

 

Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных  технологий  в своей профессиональной деятельности.

Выбор темы статьи не случаен, ИКТ и урок иностранного языка – актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Использование ИКТ потребовало от меня как учителя переосмысления форм и методов работы. Понятно, что применение ИКТ даёт высокий эффект обучения иностранному языку.

1.      Использование мультимедийных презентаций на уроках английского языка 

Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Термин "мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, фото, видео. Мультимедийная система наиболее эффективно воздействует на ученика, ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем.

Появление систем мультимедиа произвело в сфере образования революцию, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц.

Целесообразность применения мультимедиа в школьном образовании можно проиллюстрировать многими примерами. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения.

С помощью мультимедиа можно "переместиться в пространстве" и показать учащимся разные страны, не покидая класса. Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса. Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие – посредством восприятия на слух, третьи – посредством просмотра видео, и т.д. За счет одновременного использования нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств. Появление в школе  проектора увеличивает интенсивность подачи и усвоения учебной информации, делает процесс обучения более интересным и творческим.

Презентации Microsoft PowerPoint я использую:

·     для предъявления и семантизации новых слов (применение компьютерных технологий при формировании лексических навыков значительно усиливает эффективность данного процесса);

·     при обучении аудированию (видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы, таблицы, возможность не только проговорить, но и  представить ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде);

·     для предъявления грамматики (для объяснения используются эффекты анимации, выделение цветом грамматического явления, вставка картинки, схем и таблиц, материал будет восприниматься легче и быстрее, так как будет задействована большая часть рецепторов);

·     обучения говорению; 

·     обобщения темы (изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением). Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и творческих способностей. Учащиеся используют Интернет для сбора материала для проектов. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, а также ощутить собственную успешность. Необходимо отметить, что учащиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка); для проведения фонетических зарядок (звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы);

·     выполнения домашнего задания (ученики готовят прекрасные презентации, используя безграничные возможности Интернета «знать все обо всем»).

Особое место на моих уроках занимает аудио и видео приложения, которые позволяют учащимся окунуться в языковую среду, познакомиться визуально со страной изучаемого языка, с ее культурными особенностями и традициями, позволяет им услышать иноязычную речь. Кроме того, очень ценна возможность получить действительно аутентичные материалы. О Лондоне и Великобритании, королевской семье и истории флага Соединенного Королевства, английской еде и американской школе они узнают от носителей языка. 

В процессе работы я пришла к выводу, что презентации Microsoft PowerPoint помогают: привлекать пассивных слушателей; делать занятия более наглядными; обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности; приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом; обеспечивать моментальную обратную связь; повышать интенсивность учебного процесса; активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет; накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса; реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный  подходы в обучении; дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе; повышать уровень развития психологических механизмов (воображения, внимания, памяти); активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).

2.      Использование интернет  в процессе обучения английскому языку

       Отвечая на вопрос «для чего следует использовать Интернет на уроках английского языка» ученые-методисты и учителя-практики отмечают, что Интернет позволяет эффективно решать целый ряд задач:

·     Использование ресурсов Интернет при прохождении новой темы (подбирается дополнительный материал, обучающимся объясняются цели и задачи, выдаются карточки с адресами, обучающиеся должны просмотреть материал, рекомендовать или не рекомендовать его к использованию в классе);

·     Самостоятельная работа обучающихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений, презентаций, рефератов (активное использование поисковых систем);

·     Участие в международных проектах и конкурсах;

·     Переписка по электронной почте (можно создавать учетные записи на англоязычных сайтах);

·     Создание собственных сайтов;

·     Дистанционное обучение через Интернет,

·     Прохождение тестирований;

·     Участие в текстовых и голосовых чатах и др.

3.      Использование сервисов ВЕБ 2.0. в  обучении английскому языку

Одной из целей обучения иностранному языку в средней школе, наряду с воспитанием, образованием и развитием, является формирование иноязычной коммуникативной компетенции во всём многообразии её компонентов (языкового, дискуссионного, социокультурного, компенсаторного, учебно-познавательного). Уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся будет определяться не только умением общения на иностранном языке при личном присутствии участников общения, но и умением общаться посредством всевозможных социальных сервисов и служб сети Интернет. На современном технологическом этапе развития общества общение посредством сети Интернет уже не может рассматриваться как дополнительный вид общения. Интернет-общение, скорее, должно рассматриваться в качестве отдельного полноценного вида межличностного общения, которое будет требовать как отдельного изучения, так и отдельной методики обучения.

Интернет для современной молодежи не просто информационное или развлекательное поле – это среда обитания. Современная молодежь свободно владеет инструментами создания собственных интернет-страниц и обживает свои виртуальные миры. Задача педагога научить своего ученика использовать сетевые технологии с другими целями. Для этого педагог не только должен знать их сам, но и суметь адаптировать хотя бы некоторые из них для своих целей. Сделав это, мы получаем мощный инструмент для решения своих профессиональных задач.

С этой целью я веду образовательный предметный блог «Learn English» (http://nadnik-english-edu.blogspot.ru/), адресованный моим ученикам, изучающим английский язык. 

В блоге публикуются учебные материалы,  интересные новости по предметной тематике, чтобы посредством блога стимулировать учащихся к углубленному изучению предмета, а также к участию в различных конкурсах и олимпиадах. Блог расширяет рамки урока. Часто на уроке не хватает времени для того, чтобы уделить внимание каждому ученику, ответить на все вопросы и расширить образовательное пространство учебного материала.  Комментарии участников в таком формате помогают учителю оперативно корректировать учебный материал. Публикация опросников, онлайн тестов позволяет как отследить результаты отдельного ученика в освоенном им материале, так и увидеть «болевые» точки  изученной или изучаемой темы. На блоге размещается учебный материал (аудио- и видеоматериалы, ссылки на нужные и интересные сайты, текстовые материалы, тесты, материалы для подготовки к ЕГЭ и прочее), в форме, интересной ученикам, создавая необходимый образовательный контент. Этот материал отобран, а значит учащимся не придётся столкнуться с рекламой или информацией нежелательного содержания.  Иногда стоит задача сделать так, чтобы материал был доступен и после урока. В этом случае на основе материалов блога может быть построено домашнее задание,  составлен тест, пройти который ученики смогут дома в удобное время. На блоге размещены сложные задания   и рекомендации для учеников по изучению тех или иных тем, а также просмотр учебных видеофильмов с лекциями,   и видео-уроками. Для болеющих детей или временно не посещающих школу или находящихся на домашнем обучении размещаются материалы. Для поддержки общения с учеником на страницах блога размещаются ссылки на сервисы, осуществляющие эту поддержку, используются   возможности встроенных умных мини-приложений – гаджетов. В блоге создана Chat Room  для онлайн общения на английском языке. Появляется возможность проводить дополнительные консультации в сети, организовывать совместную сетевую работу над проектом или исследованием, проводить онлайн игры.

От авторов блогов требуется немало труда, чтобы блог начал оказывать влияние на умы и души, но это того стоит! Я уверена, что ведущий блог учитель, воспринимается учениками как мыслящий, творческий человек, который достоин уважения и внимания. Если блог учителя насыщен интересной информацией, то имидж такого учителя будет ярким и запоминающимся.

 Грамотное использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка позволяет не только формировать определённые языковые компетенции обучающихся, но и даёт большие возможности в социализации личности современных школьников.

Одна  из главных задач учителя – разбудить в каждом ребенке желание приобретать знания, заинтересовать своим предметом и работать над повышением уровня их познавательной активности.

И насколько правильный путь найдет для себя учитель в осуществлении данной цели в обучении каждого, настолько значимыми будут и результаты обучения.

Таким образом, уже является несомненным, что мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка – это большой труд, но себя оправдывает. Никто из учеников не уходит с таких уроков с чувством разочарования.

Обращение к ИКТ ставит меня как учителя перед необходимостью дальнейшего самообразования. Я учусь вместе со своими учениками.

Литература

1.   Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е.Войскунского - М., "Можайск-Терра",  2000

2.   Урок английского языка с использованием новых информационных технологий. / Никитина И. - электронныйдокумент/ festival@1september.ru

3.   Использование ИКТ на уроках английского языка / Николайко Е. - электронный документ /festival@1september.ru

4.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалиф.пед.кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред.Е.С.Полат.- М.: Издательский центр "Академия",1999

5.   Использование информационных и коммуникационных технологий в  общем среднем образовании. / Н.А.Савченко, 2006

6.   The Internet and the language classroom. A practical guide for teachers by Gavin Dudeney, CUP,2000.

7.   А. Интернет – ресурсы на уроках английского языка. /Макаренко И. - электронный документ/ (http://festival.1september.ru/articles/101786/)

8.   Использование интернета в обучении иностранным языкам. / Подопригорова Л.А. - Иностранные языки в школе. - 2003. - №5. - С. 25-30.

9.   Тимонин М. А. Современные учебные интернет-ресурсы в обучении английскому языку. [Электронный документ]. (http://timon.edurm.ru/modern_inet_resources.html) Проверено 15.10.2011.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 867
Яндекс.Метрика