Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ

И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ

 

Литвинова Жанна Борисовна,

 преподаватель информатики, НОУ «Лицей «САПЭУ»,

 г. Иркутск

 

В общем смысле под способностью понимают «совокупность свойств, которая служит условием успеха в определенной области»[1]. Длительное время  философы трактовали способности как «свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду». Французские материалисты и анг. философ Дж. Локк утверждали что, способности индивида находятся в полной зависимости от внешних условий его жизни [2].  Под способностями будем понимать «индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности». Причем способности это не сумма знаний, умений и навыков индивида. По мнению Б.М. Теплова «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» и в ней же создается. Рассмотрим более подробно коммуникативные и организаторские способности.

В результате исследования коммуникативных и организаторских способностей учащихся частной школы были получены следующие результаты:

уровень способностей

низкий

ниже среднего

средний

высокий

очень высокий

коммуникативные

кол-во, %

29

5

19

19

29

организаторские

кол-во, %

29

29

14

14

14

Коммуникативные способности это комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими [3]. К числу наиболее важных личностных проявлений относят: уровень потребности в общении, наличие установки на общение с другими людьми, особенности эмоциональной реакции на партнера, собственное самочувствие человека в ситуации общения [4].

48% учащихся (высокий и очень высокий уровень) имеют развитые способности, они умеют слушать и понимать собеседника, налаживать хорошие личные и деловые взаимоотношения, отстаивать свою точку зрения. 29% учащихся (с низким уровнем) могут теряться, смущаться, чувствовать себя неуверенно в различных ситуациях, не знают, как вести себя и что отвечать людям, если они обращаются к ним. Этим учащимся необходимо помощь в развитии способностей.

Под организаторскими способностями понимают практические умения человека, связанные с организацией какого-либо дела или взаимодействия людей при его выполнении.

28% учащихся (высокий и очень высокий уровень) могут преуспеть в сфере управления, планировании и организации мероприятий. Они характеризуются как личности тактичные, требовательные к себе и другим, способные сохранять самообладание и критичность ума. 29% учащихся (низкий уровень) не обладают способностями к организаторской деятельности,  не способны заражать и активизировать других, для них не характерна инициативность и настойчивость.

Низкие показатели коммуникативных и организаторских требуют развития этих способностей. Материалистическая теория способностей утверждает, что источником и условием развития способностей человека является его деятельность. Используя в учебно-воспитательном процессе определенные способы и приемы психологического воздействия и активного взаимодействия, можно совершенствовать процесс общения и способствовать развитию коммуникативных и организаторских качеств личности. К таким методам воздействия относятся: убеждение, внушение, самовнушение, дискуссионные методы. Они могут быть реализованы в форме: диспута, дискуссии, беседы, «мозговой атаки», операционной или ролевой игры.

В силу своих особенностей образовательная среда частной школы в большей степени, чем государственная школа, способна снизить повышенное беспокойство и тревожность учащихся при контактах с окружающими, развить у учащихся социальные потребности: мотивировать на достижения успеха, повысить социальную активность, научить объективно оценивать людей, действовать самостоятельно, научить находить выход из трудных жизненных ситуаций. Доверительное диалогическое общение учащихся между собой и педагогами, создает условия для личностного роста, наилучшим способом использовать свои личностные и коммуникативные свойства в общении, приводят в гармонию их взаимоотношения с окружающими людьми в целом.

Также необходимо и целесообразно дополнительно внедрять в учебно-воспитательный процесс программы, способствующие развитию коммуникативных и организаторских качеств учащихся, в процессе реализации которых будут использованы различные формы, средства и методы психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности.

 

Литература

1.   Идеографический словарь русского языка. – М.: Издательство ЭТС. Баранов О.С. 1995.

2.   Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. 1969–1978.

3.   Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М.: Флинта, Наука. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998.

4.   Познание и общение /Под редакцией Б.Ф.Ломова, А.В. Беляева, М. Коул. М., 1988.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 912
Яндекс.Метрика