Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Кузнецова Валентина Александровна,

учитель физики МБОУ «Лицей №1», г. Иркутск

 

Каждому учителю, безусловно, понятно, что применение ИКТ технологий в школьном физическом образовании является требованием сегодняшнего дня. Достижение высокой эффективности учебного процесса – нелёгкая задача для каждого школьного преподавателя. Успешное решение этой задачи определяет уровень его мастерства. Не всегда достаточно заинтересовать учащихся содержанием предмета. Необходимо создать такие условия, при которых полноценное усвоение основ научных знаний было бы доступно каждому ребенку. Для преподавателей школьных предметов естественнонаучного цикла эта задача усложняется тем, что нужно добиваться глубокого понимания учащимися законов и процессов, изучаемых в рамках общепринятой учебной программы. Развитие новых информационных технологий существенно расширяет возможности учителя в преподавании предмета, позволяет проникнуть глубже в суть рассматриваемых явлений. В качестве примера применения ИКТ на уроке, хочу привести разработку урока по теме «Закон Ома для участка цепи» для учащихся 8-ых классов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Цель урока:

1.    Образовательная:  раскрыть взаимосвязь силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.

2.    Развивающая: продолжить развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; формировать умения пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физики для обоснования выводов по изученной теме и для решения задач.

3.    Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, прививать коммуникативные навыки.

Оборудование: лабораторные амперметры и вольтметры, источники питания. Ключ, соединительные провода, резисторы сопротивлением 1, 2, 4 Ома; компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ведущий метод обучения: проблемно-исследовательский

Проектирование занятия

Этапы учебного занятия

Продолжи-

тельность

Деятельность преподавателя

Деятельность учащегося

Организационно-мотивационный

2

Обеспечение внимания, создание мотивации для изучения предмета

Формируются представления о продукте деятельности

Этап актуализации знаний и постановки проблемы

7

Помогает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока, контролирует самостоятельность выполнения теста

Выполняют тест

Этап выполнения экспериментального задания

10

Ставит проблемный вопрос: как грамотно получить зависимость величин

Обсуждают последовательность

выполнения эксперимента

Этап обсуждении данных эксперимента и выводов

10

На основание полученной зависимости формулируется закон Ома

Строят графики, обсуждают полученные зависимости

Обратная связь

8

Вопросы к учащимся. Контроль за выполнением заданий

Отвечают на вопросы, решают задачи

Итог учебного занятия

3мин

Домашнее задание.

Подведение итогов

Получают оценки

 

Урок проводится с помощью компьютерной презентации. При планировании этого урока составляется временная структура урока, в соответствии с главной целью намечаются задачи и необходимые этапы для их достижения, из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства, рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами, составляется временная развертка (поминутный план) урока, из найденных материалов (файлов) собирается презентационная программа. Планируя достижение определенных целей, следует предусмотреть и их поэтапную и результирующую диагностику. Использование компьютера дает возможность усилить и углубить контроль.

 На этапе актуализации знаний и постановке проблемы учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока, после этого она высвечивается на экране. Также на экране приводятся тесты, которые выполняются самостоятельно с целью повторения, с последующем контролем на интерактивной доске. Здесь возможно применять различные способы: дать два варианта тестов, осуществить взаимоконтроль, с последующей проверкой на доске, или же  один из учащихся выполняет их на интерактивной доске, класс работает самостоятельно, проверяя его результаты.

На этапе экспериментального выполнения задания в презентации приводятся таблицы, которые заполняются полученными значениями силы тока, напряжения и сопротивления, строятся графики зависимости силы тока от напряжения и силы тока от сопротивления, используя графический редактор. Анализируя полученные данные, учащиеся самостоятельно могут привести формулировку закона Ома.

Для знакомства с биографическими данными Г. Ома, ученого, кто установил этот закон, нескольким учащимся дается задание подготовить, используя Интернет – ресурсы, презентацию, с которой они знакомят класс.

С целью установления обратной связи,  перед учащимися ставятся вопросы по теме урока (приводятся на слайдах презентации). Также на слайдах – задачи и тестовые задания,  которые выполняются с комментариями учителя.

При подготовке к этому занятию можно предварительно дать учащимся задание: подготовить  в электронном виде тесты для взаимоконтроля с ответами. Такой вид деятельности воспринимается ими очень охотно

Существует огромное число готовых программных продуктов, которые могут быть использованы учителями - предметниками при проведении современных уроков с применением новых информационных технологий. Такие уроки  позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении предметов естественно- математического цикла, активизировать их познавательную деятельность, формировать общее мировоззрение на научном уровне.

Кроме этого, помимо компьютера, возможно использовать на своих уроках и видеосюжеты. Это расширяет возможности учителя, потому что не всегда можно в условиях урока провести сложные физические эксперименты, наблюдение за которыми ярко демонстрировало бы то или иное физическое явление.

Таким образом, применение ИКТ дает возможность учителю дать учебный материал учащимся наиболее интересно, полно, на более высоком уровне.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 814
Яндекс.Метрика