Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ПРОЕКТЫ  КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА

 

Кузнецова Татьяна Владимировна, учитель истории

Пигарева Елена Евгеньевна, учитель математики

МБОУ «СОШ №15», г. Иркутск

 

Современные тенденции в развитии единого образовательного пространства, связанные с социально-экономическим развитием общества,  интенсивным внедрением новых технологий, предъявляют новые требования к образованию и воспитанию  граждан России.  В  настоящее время содержание, формы и методы воспитания должны обеспечивать формирование социально компетентной личности.  Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов.  Прежде всего, выпускники современной школы заинтересованы в получении знаний, необходимых им для успешной интеграции в социум и адаптации в условиях  информационного общества. Информация как основной стратегический ресурс и главный источник общественного богатства становится ценностью общества.

Новые условия развития общества обусловили такие задачи для школы в качестве социального института, как  формирование личности, способной успешно социализироваться; целенаправленное создание условий для формирования базовой культуры личности; внедрение технологической, проектной культуры.

Одной из технологий, обеспечивающих личностно ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, вобравший в себя активное использование информационно-коммуникационных технологий на современном этапе.

Реализация метода проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий стала важным направлением в деятельности школьного научного общества обучающихся нашей школы «Компас».

Школьное научное общество обучающихся  начало свою работу в 2010-2011 учебном году, но это было подготовлено уже существовавшими в школе традициями организации научной работы детей. Начиная с 2007 года в школе раз в два года проходила школьная научно-практическая конференция "Компас", в работе которой принимали участие учащиеся 1-11 классов. Это стало хорошей традицией, но одного мероприятия в год оказалось недостаточно, поскольку возникала необходимость организовать системную научно-исследовательскую  и проектную деятельность обучающихся, помочь им в организации исследований, научить оформлять работы, создавать презентации, освоить основные принципы  создания проектов, вести дневники исследований.

Третий год в школе, в рамках работы НОУ,  проводится  проектная неделя, которой предшествует длительная предварительная подготовка. Творческой группой из числа педагогов и членов общешкольного родительского комитета разрабатываются темы проектов для каждого класса или  параллели.  Координатором научного общества формируются группы из обучающихся для работы над проектами. Приступая к такой работе, обучающиеся  самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо ли говорить, сколь важно обучающимся  научиться планировать и работать по плану ‒ это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть. Начиная работу над проектом, обучающиеся  должны выбрать и пригласить к сотрудничеству супервизора ‒ кого-либо из педагогов школы, с которым им предстоит длительное и тесное взаимодействие. Мы намеренно не употребляем термин «руководитель проекта», подчеркивая тем самым, что инициаторами сотрудничества и активной стороной взаимодействия в данном случае являются школьники. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным.

После определения состава группы, выбора темы проекта и руководителя начинается активная работа и здесь  на первый план выходят ИКТ технологии.

Использование информационно-коммуникационных технологий  в проектной деятельности необходимо обучающимся  для:

  • освоения предметной области на разных уровнях глубины и детальности: поиска и обработки информации из различных источников для выработки первоначальных идей и разработки лучшей идеи, проведения исследований в процессе выполнения проекта;
  • сопровождения процесса самостоятельной исследовательской работы обучающихся при выполнении проекта;
  • выработки умений и навыков решения типовых практических задач в выбранной предметной области;
  • выработки умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;
  • развития способностей к определенным видам деятельности;
  • проведения учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов.

На всех этапах выполнения проекта ребята  используют  пакет программ Microsoft Office:

·       текстовый редактор Word;

·       программа Publisher;

·       табличные процессоры или электронные таблицы (Excel).

В ходе работы над проектом обучающиеся получают знания, развивают навыки общения и сотрудничества при работе в группах, совершенствуются в практической деятельности, у них воспитывается целеустремлённость и самостоятельность, экологическая культура и ответственное отношение к себе и окружающему миру.

В течение проектной недели ребята представляют свои проекты: сначала заочно в  школьном  журнале  «Школьные новости», а затем на защите проектов (в виде презентаций). В последнее время наметилась тенденция, что результатом проектной деятельности является продукт содержащий ИКТ. Например: web -сайт по краеведению, web- сайт класса, видео фильм об учителях школы, мультимедийные азбуки (данный проект выполняется индивидуально обучающимися 1-4 классов), яркие наглядные пособия по предметам в формате PowerPoint, Windows Movie Maker, Publisher , тесты (выполненные в программе КТС и в программе Ехсеl), слайд – фильмы.  

Вот уже несколько лет педагоги нашей школы отмечают, что проектная деятельность может научить детей:

·       увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

·       оценить имеющиеся ресурсы;

·       добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, объему, использовать различные источники информации;

·       планировать свою работу;

·       выполнить работу и оценить ее результат.

Кроме того, проектная деятельность способствует:

·       развитию адекватной самооценки;

·       развитию коммуникационной и  информационной грамотности, других социальных навыков;

·       развитию профориентационных задач.

Проектную деятельность можно рассматривать как один из видов деятельности НОУ, позволяющий преобразовывать академические знания в реальный жизненный или житейский опыт обучающихся.

 

Литература

1.     Голуб Г.Б.и др. Метод проектов – технология компетентностно - ориентированного образования: методическое пособие для педагогов…/под ред. Е.Я.Когана.- Самара,2006.

2.     Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.

3.     Мильграм Л.И., Кондаков А.М. и др. Международный Бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. — М., 1997.

4.     Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 908
Яндекс.Метрика