Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ПДД

 

Куликова Наталья Викторовна,

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Колобок», г. Тулун

 

Дороги,  транспорт – реальность сегодняшней  жизни.  Скорость  движения,  интенсивность  транспортных потоков  на  улицах  нашего  города  быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. С каждым днем все сложнее обеспечить безопасность наших детей на дорогах улиц  при  несравненно  возрастающей  агрессивности  автомобильного  движения. Все чаще стали звучать тревожные сводки от ГБДД о случаях ДТП с участием детей.

Социальные,  экономические,  криминогенные  изменения,  происходящие  в стране  в целом  и в  нашем  городе  в  частности,  привели  к пониманию  необходимости  приобщения  детей  дошкольного  возраста к жизненно  важным  нормам  поведения  в социуме.

 Безопасность  и  здоровый  образ  жизни – это  не  просто  сумма  усвоенных  знаний,  а стиль  жизни,  адекватное  поведение  в  различных, в том  числе  и неожиданных,  ситуациях  на  улицах  города.

Этому стилю жизни нужно учить детей уже с самого раннего возраста.

Проведя беседы с детьми, анализируя результаты индивидуального опроса детей по правилам дорожного движения, и изучив отношение родителей о необходимости обучения детей правилам дорожного движения,  помогло мне выявить проблему: не сформированы у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их; отсутствует интерес у взрослых к безопасности и здоровью детей, как участников дорожного движения.

Вместе с тем, выраженной тенденцией развития современного общества являются его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности.

В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека ‒ определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования [3].

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении способствовало продуктивному решению обозначенной проблемы.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей [6].

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры и т.п.

ИКТ по направлениям в работе, при формировании представлений у дошкольников о правилах дорожного движения, распределяются на:

·       использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

·       использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями;

·       использование ИКТ в процессе работы с педагогическими кадрами.

По первому направлению – использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми, использую  различные редакторы.

Текстовые редакторы – это программы для создания и редактирования текстовых документов [6].

Графический редактор – компьютерная программа, позволяющая ее пользователю создавать и редактировать изображения на экране компьютера и сохранять их во многих популярных форматах, например JPEG, PNG, GIF, TIFF  и т.д. [6].

Данный составляющий ИКТ направлен на оптимизацию воспитательно-образовательного процесса, а также на формирование у дошкольников расширенных представлений о ПДД и достаточно обоснованно,  профессионально распространить опыт работы среди педагогов.

В своей деятельности при организации взаимодействия с детьми (индивидуально, фронтально) и непосредственно образовательной деятельности, использую различные дидактические карточки,  картинки.

Данные составляющие позволяют в полном объёме раскрыть для дошкольников вопросы о ППД, такие как появление колеса, виды транспорта, дорожные знаки и т.д. (серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи» «Транспорт в картинках» - наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей (приложение к пособию К. Нефедовой «Транспорт какой он?» ООО «Издательство «Гном и Д» 2007), серия «Маленький гений» «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения» - дидактические карточки для ознакомление с окружающим миром (ООО «Маленький гений - Пресс»), серия «Мир на ладошке» «Что придумал человек» - игры для маленьких исследователей, которые способствуют развитию речи детей, а также логическому и наглядно-образному мышлению, воображению, интеллекту и творческим способностям. (Методика: Домана-Маниченко, Россия) и т.д.).

С целью активизации мотивации воспитанников к непосредственно образовательной деятельности использую обучающее видео, такие как серию мультфильмов «Смешарики», «Азбука безопасности дорожного движения», «Уроки тетушки Совы», «Спасик и его друзья» и учебные мультфильмы с проекта «У лукоморья»

Обучающий и развивающий материал, представленный как система ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке – это презентация.  Она задействует различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Презентации можно классифицировать на публичные, которые просматриваются всей группой детей или персональные, в индивидуальной работе.

Публичные презентации активно использую как в непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, так и в режимных моментах, направленных на формирование, развитие, закрепление знаний детей о ПДД.  После просмотра публичных презентаций, при которой работают все виды памяти, дети быстрее запоминают и применяют в жизни полученные знания.

Персональные презентации  использую для работы индивидуально, для закрепления пройдённого материала или подгруппой из 2-3 человек, где с помощью игр-презентаций дети быстрее запоминают правила ПДД, чему способствует соревновательный характер игры – презентации.

Использование презентаций позволило сделать мероприятия по ознакомлению с правилами дорожного движения эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывали у детей живой интерес, являлись прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствовало формирование навыков безопасного поведения на дорогах города.

В процессе взаимодействия с родителями внедряю все перечисленные раннее возможности ИКТ. Так, для составления плана взаимодействия с родителями, информационно-консультационной работы, применяю как текстовые редакторы, так и графические пакеты. Для организации и проведения родительских собраний создаю мультимедийные презентации, использую аудио записи, обучающие видео ролики. В индивидуальных беседах использую видео ролики со случаями ДТП, которые помогают более наглядно обозначить проблему о незнании детьми правил дорожного движения.

По всем накопленным материалам: обучающим мультфильмам, презентациям, аудиозаписям, конспектам, созданы картотеки, которыми пользуются коллеги. Для взаимодействия с родителями, и общения с коллегами создан сайт, где помещены статьи по воспитанию детей, размещены конспекты непосредственной образовательной деятельности и методические материалы, как для родителей, так и для воспитателей.

При работе с детьми над формированием основ ПДД использование информационной коммуникационной технологий не только целесообразно, но и позволяет открыть новые пути и средства педагогической деятельности.

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, необходимо рассмотреть вопрос о сохранении здоровья.

Разумно сделать ограничения работы с ПК по времени - 7-15 минут (возрастные особенности и СаНПиН). Помните об этом!

В заключении отмечу, использование ИКТ – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.

 

Литература

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт ФГОС. – Электрон.дан. – М., 2009-2012. – Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный. — Загл. с экрана.

2.     Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие

 Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006

3.     Информационные технологии в образовании / И.Г.Захарова – М.: Издательский центр «Академия», – 2003. –192 с.

4.     Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.

5.     О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность»

6.     http://ru.wikipedia.org

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 1011
Яндекс.Метрика