Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Кашпарова Ольга Васильевна, учитель математики

МБОУ «СОШ № 37», г. Иркутск             

                                 

Бесполезно говорить о том, что меняются времена, люди, изобретения, ведь это и так ясно. Мир для того и существует, чтобы не стоять на месте, а развиваться и развиваться. Результатом такого развития стали ИКТ, которые в наши дни активно вошли в жизнь каждого человека. Это, бесспорно, очень хорошо, ведь благодаря именно им люди обогащают свои знания, умения и раскрывают в себе свои таланты. ИКТ сделали жизнь людей намного проще и интереснее. Даже учёба в школах стала наиболее увлекательной. В нашей школе, да и, наверное, во всех остальных, большинство уроков проводится в «присутствии» ноутбука и проектора. Теперь учителям стало легче преподносить знания ученикам, ведь сейчас вместо различных картинок из дополнительной литературы можно продемонстрировать презентации или фильмы.

В мире постоянно идет обновление существующего программного обеспечения и, следовательно, совершенствуется компьютерная техника и информационно-коммуникационные технологии в образовании. Такая ситуация ставит учителей школ в позицию специалистов, постоянно осваивающих новый материал и параллельно адаптирующих эту новую информацию для школьников.

           Реализация различных видов занятий с применением ИКТ в обучении позволила сформулировать педагогические условия их использования: достаточный уровень информационной компетентности учителя и обучающихся;

умение представить содержание учебного предмета соответственно выбранной форме занятия; наличие соответствующей материально-технической базы; моделирование образовательной среды, адекватно отражающей содержание и представленной обучающими ресурсами сети Интернет и мультимедийными средствами.

Несмотря на то, что стремительное развитие мультимедиа и Интернет вызвало большой интерес у педагогов к компьютерному обучению, обеспечение качества и эффективность обучения с использованием ИКТ остается на недостаточно высоком уровне. Использование ИКТ в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга. Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. По данным учёных, человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

ИКТ используются в различных видах учебной деятельности учителя (на уроках различных типов, факультативных занятиях, консультациях, в руководстве учебными проектами, самостоятельной деятельностью обучающихся). Рассмотрим возможности использования информационно-коммуникационных технологий в основных видах деятельности учителя – учебной, методической, научной.

В современном образовательном учреждении педагог, использующий в процессе проведения уроков мультимедиа-проектор, электронную доску и компьютер, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегами, работающими только в рамках привычной «меловой технологии». При этом необходимо учитывать уровень подготовленности и образованности обучающихся, их профессиональную направленность (гуманитарную, естественнонаучную); специфику учебной дисциплины; особенности конкретной темы; технические возможности для использования компьютерной техники в кабинете.

Не всякий учебный материал подходит для такой формы проведения учебных занятий, однако ее элементы возможны в любых случаях. Нашими учителями чаще всего используются презентации и образовательные электронные ресурсы, скачанные из сети Интернет и систематизированные по темам: «Виртуальные библиотеки», «Подготовка к единому государственному экзамену». На занятиях данного типа используются также материалы, скачанные из сети Интернет и представленные в виде текстов и рисунков. Особое значение мы придаем использованию метода проектов в учебно-познавательной деятельности обучающихся с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

Для того, чтобы успешно применять ИКТ в методической работе (как учебно-методической, так и научно-методической направленности), учитель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий, иметь определенную систему знаний, умений и опыта творческой деятельности и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность школьников в новых условиях.

Повышение уровня методической работы педагога предполагает постоянное повышение квалификации. Повышение квалификации осуществляется в различных формах: через систему повышения квалификации, осуществляемую Институтом развития образования, через работу методических объединений в школе, через дистанционные курсы с использованием сети Интернет.

В настоящее время необходимыми умениями для методической работы учителя являются: умение находить нужную научно-методическую и учебно-методическую информацию в сети Интернет, выставлять результаты научно-методической и учебно-методической работы на сайтах педагогической направленности, в электронных педагогических журналах, электронных конференциях. Это особенно важно в современных условиях, так как некоторые научно-методические и научно-практические конференции доступны только через Интернет. Учитель имеет возможность не только прочитать содержание учебников, учебно-методических пособий по предмету, который он преподает, но и скачать соответствующие файлы на свой компьютер, распечатать нужные главы и отдельные методические рекомендации при подготовке к различным видам учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, online тестов и программных продуктов позволяют обучающимся углубить знания, полученные ранее. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более яркое представление об услышанном на уроке. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения, но и с помощью новейших технологий погружая детей в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с учителем и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышает заинтересованность в изучении предмета.

Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.

В своей работе учителя нашей школы широко используют ИКТ, но при подготовке к уроку с использованием ИКТ учителя не забывают, что это УРОК, а значит, и план урока составляют, исходя из его целей. Учителя используют электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет, используют информационные технологии на всех этапах урока. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint , зрелищны и эффективны в работе над информацией.

При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний – один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. Применение программы Main Test позволяет провести контроль знаний обучающихся в необычной форме с применением теста, который можно создать самому учителю. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность обучающимся самим оценить свои знания, свои возможности. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя при проверке контрольных работ.

В деятельности нашей школы – совершенствование методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин и во внеклассной деятельности. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели – обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Использование ИКТ позволяет учителям и обучающимся школы идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.

 

Литература:

1.   Чеченина С.И. Совершенствование информационной подготовки учителей средних общеобразовательных школ в условиях региональной системы повышения квалификации. Автореф. дис…канд. пед. наук. Н.Новгород, 2005. - 27 с.

2.   Ахметшина Г.Х. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

3.   Лямзин Д.В. Использование ИКТ в учебном процессе // Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой».

4.   Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.

5.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 834
Яндекс.Метрика