Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЦЕЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВА ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Камозина Наталья Вячеславовна,

заместитель директора по НМР МБОУ Лицей № 1,

г. Иркутск

 

Стратегической целью развития образования на современном этапе является обеспечение доступности качественного образования потребителям образовательной услуги за счет эффективного использования финансовых, кадровых, материально-технических ресурсов. В условиях открытой образовательной системы без введения в процесс обучения большого массива информационных ресурсов и умения их использовать, невозможно добиться заданного педагогического результата. Переход на ФГОС нового поколения предполагает наличие в образовательном учреждении информационно-образовательной среды (ИОС), которая, в свою очередь, является элементом регионального образовательного пространства. Современная ИОС должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностное развитие обучающихся, в том числе формирование системы социальных ценностей, ключевых компетенций, составляющих основы образования на протяжении всей жизни.

Любая школа осуществляет образовательный процесс, в котором переплетено обучение и воспитание. Основная задача общеобразовательной школы – подготовить учащихся к жизни в социуме, воспитать в них лучшие человеческие качества. Поэтому формирование творчески развитой личности более чем актуальна для любого ОУ.

В этой связи ведется интенсивный поиск форм и методов организации информационно-образовательной среды (ИОС), позволяющей повысить качество образования, способствующей развитию творческой самореализации и самостоятельности обучающихся.

Педагогический коллектив нашего учреждения хорошо понимает необходимость работы в этом направлении. Мы считаем, что очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам возможность самореализоваться в различных областях, в том числе в научно - исследовательской деятельности.

Анализ философских представлений и психолого-педагогических исследований проблемы творчества показывает, что многообразные подходы к проблеме отражают разные аспекты этого сложного понятия и, в целом, не противоречат друг другу.

Рассмотрим некоторые из современных определений творчества:

1. «Творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей» [7. с. 34]. В данном определении выражен основной подход к творчеству как к продукту деятельности. 

2. В другом определении выражен основной подход к творчеству как  процессу специфичному для человека.  «Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности» [9. с. 39]. 

3. «Творчество - создание материальных и духовных ценностей в результате деятельности одаренной личности. Как культурно - историческое явление творчество имеет ряд психологических аспектов: процессуальный аспект; личностный аспект, подразумевающий такие свойства личности, которые определяют создание в ходе творческого процесса уникального, качественно нового и оригинального продукта. Среди подобных свойств личности важную роль играют интуитивные возможности, воображение, стремление личности к самоактуализации творческих возможностей» [2. с. 452]. В данном определении творчество рассматривается как культурно-историческое явление, включающее процессуальный аспект и личностный аспект.

4. Выдающийся французский философ XX века Анри Бергсон считает, что «творчество как непрерывное создание нового составляет сущность жизни, которая - поток творческого формирования, проходящий через человека, жизненный порыв («élan vital»); нечто первичное, подлинная и первоначальная реальность, проникнуть в суть которой может только интуиция» [4. с. 85].

5. Г.С. Батищев полагает: «Творчество, будучи процессом и отношением, присущим всей целостности культуры, включающей и нравственность, и художественность, и культуру общения, заведомо есть нечто более высокое и сложное, нежели сфера научности, особенно же в том случае, когда научность ограничена объектно - вещным постижением, или горизонтом натурализма» [1. с. 85].

6. Синергетика рассматривает творчество как  «высшую форму универсально понимаемой креативности, имманентно присущую всем уровням иерархии бытия, способствующую  самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур.  Творчество человека обусловлено естественным отбором жизнеспособного нового - путем перебора большого количества промежуточных вариантов, а также сопряженная с этими процессами критика и элиминация всего неудачного. Человеческое творчество суть интегральная совокупность фантазии, предвидения и интуиции» [5. с. 1053].  

Творчество есть часть всего нашего существа, нашего тела, разума, эмоции, духа. Когда мы соприкасаемся со своей творческой сущностью, мы одновременно соприкасаемся с универсальным источником энергии. Так, К. Роджерс говорил: «Основной источник творческости проявляет себя так же, как и та тенденция, которую мы обнаруживаем настолько глубоко, как целебную силу в психотерапии - тенденцию человека стать тем, что заложено в его потенциальности» [8].

Развитие личности немыслимо без творчества. Как отмечает А.В. Хуторской: «Развивается лишь тот,  кто создает и творит новое (для себя или для других), кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира. Но творчество возможно только в условиях свободы, по край ней мере, свободы выбора» [10. с. 59].

 И именно творчество является необходимым звеном, соединяющим процессы самовыражения в направлении самости и социумности, снимает противоречия между тем и другим. Как гениально полагал Г.С. Батищев: «Нет на свете более творческого дела, нежели межсубъектное общение. И нет более общительного процесса, нежели собственно творчество. Творчество по своей сути междусубъектно» [1.с. 436].

Как считает М.Г. Голубчикова, «творчество – высшая форма активности и самостоятельности деятельности человека. В психологическом аспекте нет различия между творческой деятельностью ученого, создающего продукт творчества, и творческой деятельностью учащегося, делающего новое открытие для себя, но не для общества. Таким образом, можно выделить объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество характеризуется его конечным результатом - научным открытием, созданием художественного произведения, решением новой задачи. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом творчества, даже если его продукт не обладает необходимой новизной» [3. с. 8].

По мнению А.С. Косоговой, «опыт творческой деятельности нельзя передать информацией об этой деятельности. Необходимо включиться в процесс решения задач, развивающих творческое мышление» [6. с. 29].

Однако сами понятия «творческая самореализация» и «информационно-образовательная среда» в педагогической литературе однозначно не определены, не обобщены условия использования информационно-образовательной среды и ее влияния на творческую самореализацию участников образовательного процесса, не разработаны критериальные показатели развития творческой самореализации участников образовательного процесса в информационно-образовательной среде.

Поэтому педагогическим коллективом было принято решение разработать программу эксперимента. Научным руководителем стала Гончарова Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой информатики и ИКТ ИИПКРО, с которой мы сотрудничаем на протяжении нескольких лет.

В контексте ФГОС ИОС образовательного учреждения понимается как открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.

Требования к информационно-образовательной среде являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

В контексте нашего эксперимента определяющими являются педагогические взгляды, рассматривающие ребёнка как субъекта учебной и творческой деятельности (С.П.Баранов, Г.И. Вергелес, Е.Н. Герасимова, В.Т.Кудрявцев, М.В. Крулехт, В.П. Кузовлев, А.Ж .Овчинникова, А.И. Раев, B.А. Сухомлинский, А.В.Хуторской и др.).

Объект исследования – процесс творческой самореализации участников образовательного процесса в условиях информационно-образовательной среды лицея.

Предмет исследования – структура информационно-образовательной среды, ее компоненты, формы и методы использования в процессе творческой самореализации участников образовательного процесса.

Цель исследования – разработка структуры информационно-образовательной среды, форм и методов ее использования в процессе творческой самореализации участников образовательного процесса.

Гипотеза:

Информационно-образовательная среда лицея является средством творческой самореализации участников образовательного процесса при условии:

§  наличия в ее составе компонентов, относящихся к материально-техническому, программному, информационно-технологическому, информационно-ресурсному, организационному, методическому и кадровому обеспечению, формирование которых осуществляется с учетом целей, задач и содержания лицейского образования;

§  наличия методики обучения в условиях ИОС, ориентированной на достижение новых образовательных результатов и учитывающей особенности обучения в лицее;

§  использования участниками образовательного процесса дидактических возможностей ИОС;

§  ориентации учебного процесса на новые формы образовательной деятельности в лицее, охватывающие организацию урочной и внеклассной, учебно-исследовательской и самостоятельной работы обучающихся, проектной деятельности, текущего и итогового контроля, адекватные возможностям ИОС и ориентированные на развитие творческой личности.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить структуру и характеристики компонентов ИОС лицея, оптимальные для творческой самореализации участников образовательного процесса.

2. Выявить и обосновать дидактические возможности ИОС в процессе творческой самореализации участников образовательного процесса.

3. Разработать модель образовательной деятельности в процессе творческой самореализации участников образовательного процесса в условиях высокоразвитой ИОС.

4. Выявить ИКТ, наиболее актуальные и востребованные с точки зрения творческой самореализации участников образовательного процесса, разработать направления и приемы их использования.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики использования ИОС как средства творческой самореализации участников образовательного процесса.

Сущность инновационных преобразований состоит в следующем:

§  уточнение и конкретизация понятия «информационно-образовательная среда»;

§  определение структуры и компонентов ИОС лицея, оптимальных для творческой самореализации участников образовательного процесса;

§  выявление и обоснование дидактических возможностей ИОС в процессе творческой самореализации участников образовательного процесса.

База исследования: обучающиеся 7-11 классов, педагогический коллектив МБОУ г. Иркутска Лицей №1.

Этапы эксперимента

I этап: организационный – сентябрь-декабрь 2012 г.

II этап: организационно-практический – январь-июнь 2013 гг.

III этап: реализации эксперимента – сентябрь 2013 – апрель 2015 гг.

IV этап: аналитический – май - июнь 2015 г.

Прогноз возможных рисков

§  Несформированная мотивация обучающихся к творческому самовыражению;

§  Несформированная мотивация и неготовность  отдельных педагогов к участию в экспериментальной деятельности;

§  Определенные нарушения в логике функционирования разнообразных подразделений лицея, вызванные переходом в режим экспериментирования.

Способы коррекции

§  Создание условий для вовлечения детей в активную творческую внеурочную деятельность;

§  Создание условий  для личностно-профессионального роста педагогов через организацию  психолого-педагогических и методологических семинаров, ориентирующих на использование ИОС лицея в образовательной деятельности;

§  Создание временного научно-исследовательского коллектива, обеспечивающего реализацию всех направлений эксперимента и их текущую коррекцию.

Мы считаем,  что образование,  ориентированное на выявление, «выращивание» и реализацию творческих способностей обучающегося, невозможно дать, изложить, сформировать, преподнести. Его можно лишь обеспечить организацией такой среды, которая бы, основываясь на широком использовании информационных и коммуникационных технологий, в максимальной степени способствовала развитию творческого потенциала личности. Поэтому, образовательная среда, как целостное развивающееся и самоорганизующееся начало выступает  генеральным фактором развития творческой самореализации участников образовательного процесса.

 

Литература

1.       Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества  / Г.С. Батищев. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 464 с.

2.       Большая психологическая энциклопедия  / М.: Эксмо, 2007. - 543 с.

3.       Голубчикова М.Г. От  творчества  учителя - к   творчеству   ученика: путеводитель по продуктивному обучению:  учебное пособие / М.Г. Голубчикова. - Иркутск: Изд-во ИГПУ,  2007. - 127 с.

4.       Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И.  Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова.  - М.: Логос, 2000. - 224 с.

5.       Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия: Философия / А.А. Грицанов. - М.: АСТ, 2001. - 1312 с.

6.       Косогова А.С. Формирование творческого мышления в процессе обучения: учебное пособие / А.С. Косогова. - Иркутск: Изд-во ИГПУ, 1993. - 84 с.

7.       Ожегов С.И. Словарь русского языка  / С.И. Ожегов. - М.: Политиздат, 1984. - 432 с.

8.       Роджерс К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 14.

9.       Советский энциклопедический словарь / М.: Политиздат, 1977. - 387 с.

10.    Хуторской  А.В.  Современная   дидактика: учебное пособие / - М.: Высшая школа, 2007. - 639 с.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 913
Яндекс.Метрика