Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Калмыкова Оксана Викторовна,

воспитатель МБДОУ детский сад № 37 «Солнышко»,

 г. Усть-Илимск

 

В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему, что их окружает и влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых лет жизни малыша. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновало воспитателя. Сделать это интересно и познавательно можно сочетая разные виды деятельности (игра, путешествия, экскурсии, наблюдения, экспериментальная, проектная деятельность). Но наше время – это время перемен. Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно- коммуникативных технологий. 

Одним из наиболее доступных средств использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные средства и компьютерные игры. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно – образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение информационно-коммуникативных технологий   открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. Применение ИКТ в образовательном процессе способствуют познавательному развитию ребенка, помогают знакомиться с окружающей действительностью, современной техникой, компьютерными технологиями.  И не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также  позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.  

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладают рядом преимуществ: сочетают в себе динамику, звук, текст, видео, красочное изображение, что улучшает восприятие информации. Позволяет значительно разнообразить процесс образования.

Компьютерные технологии могут использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Наглядность, подготовленная для каждой игры, способствует экономии времени, помогает продемонстрировать различные явления, тематические картинки, видеосюжеты, делает игру насыщенной, информативной и по-настоящему современной. Активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия компьютерные технологии для расширения кругозора, интеллектуальному обогащению.

Для своих занятий, в компьютерно-игровом классе, в поисках нужного материала, мне помогает всемирная сеть интернета, где великое множество видео материала и подбор картинок. Конечно, иногда требуется только часть видео ролика, с помощью специализированных программ (MovaviVideoEditor, MovieMaker и др.), можно сократить, отредактировать и приобщить  нужный материал к заданным играм по тематике. Также я часто использую подбор картинок и фотографий, которые можно дополнить наложением музыки и звуков, с помощью программы PowerPoint.

Материалы, приготовленные к занятиям, могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Например:

Игра "Космос", мной подобран видеоматериал: 

-      "Путешествие сквозь космос", "Экскурсия на орбиту", "Подготовка космонавтов" - серия этих видеоматериалов знакомит детей со строением Солнечной системы, спутниками Земли, созвездиями, позволяет увидеть вид Земли из Космоса, кратко рассказывает о подготовке космонавтов.

Игра "Путешествие":

-      "Полет на воздушном шаре", "Соревнования на воздушных шарах", яркие и красивые полеты завораживают.

Игра "Строители":

-      "Необычные дома", "Самые высокие и самые узкие дома" - подборка фотографий нестандартных домов со всего мира.

-      "Самый длинный мост" - видео-путешествие по Циндаоскому мосту, "Мосты мира", "Канатные дороги мира".

Игра "Посуда" - три видеофильма по изготовлению посуды из различных материалов: фарфора, металла, стекла

Игра "Азбука" - серия познавательных мини мультфильмов "Веселые буквы" и т.д.

Итак: использование информационных технологий помогает повысить мотивацию детей и  приводит к ряду положительных следствий:

·         обогащает детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

·         психологически облегчает процесс усвоения материала;

·         расширяет общий кругозор детей.

Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей  достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

 

Литература

1.   Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Книга для  воспитателей детского сада и родителей. / Артемова Л.В. - М., Просвещение, 1992г.

 Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Сост. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. -  М., ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 968
Яндекс.Метрика