Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В 7-8-Х КЛАССАХ

 

Калёнова Наталья Александровна,

учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей №1»,

 г. Иркутск

 

В современном мире ребенок живет в окружении электронной культуры. Появилось много различных устройств и приложений, которыми он постоянно пользуется. В таком мире учитель должен уметь направлять своих учеников в образовавшемся информационном пространстве. И как следствие, он должен овладеть всеми современными средствами для использования в учебном процессе. Более того, невиданная до недавнего времени доступность информации не может не изменить и подходов к обучению.

Десятки ресурсов подающих одну и ту же информацию, каждый в своей форме сбивают не подготовленного к самостоятельной работе ученика. В результате в его работе оказывается «каша» из разных источников, а в голове разрозненные отрывки информации, которые будут вскоре забыты.

В этой связи выработка навыков самостоятельного поиска и усваивания новой информации учащимися является одним из ключевых факторов успешного обучения в лицее и в последующем. Нам приходится очень трудно, ведь поступают ученики со всех школ города Иркутска  с разной подготовкой по предмету. Это заставляет педагогов определённое время тратить на установку контакта с учениками, выяснять уровень знаний по предмету, владение умениями. Это очень важно, так как формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира является целью образования.

Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые обладают тотальной мультимедийностью. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Это происходит за счет использования карт, схем, учебных картин, видео- и аудио - комментариев, представленных в виде электронных презентаций или обучающих учебных программ.

Презентация позволяет мне  иллюстрировать свой рассказ. Из имеющейся базы данных, я  подбираю к различным типам и формам уроков текстовое содержание, документы, различные виды наглядности. На сегодняшний день подготовлены презентации по курсам: «Обществознание 8,9 класс», «История России 7,8,9 класс», для курса «Обществознание 7 класс» материалы готовятся, так как данные классы в нашем лицее обучаются второй год.

  Для более удобного диалога между учителем, родителем и учеником, на лицейском  сайте работает программа Netschool. Учащиеся, родители, получив в начале учебного года пароли,  имеют возможность  просматривать всю информацию, касающуюся расписаний и планов. На данном сайте в разделе «Школьные ресурсы»  я размещаю материалы уроков по истории и обществознанию, задания и ссылки на дополнительные образовательные ресурсы. В объявлениях напоминания о предстоящем контроле по истории или обществознанию. По почте в журнале, идет моя переписка с учениками и родителями, отправляются задания по предмету, проводится консультация для всех пользователей электронного журнала. Выставляемые оценки, по итогам урока помогают родителям контролировать процесс обучения. Сайт Лицея№1 города Иркутска: 1licey.ru.

Большое количество учебных познавательных и развивающих материалов представлено в готовом электронном виде. В Лицее я первый год работаю с учебником Данилова А.А. История. Россия в XVIIXVIII веках. 7 класс (Россия в XIX веке. 8 класс): учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/ А.А.Данилов; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение»,-2-е изд.-М.: Просвещение,2011-(Академический школьный учебник) (Сферы).

Издание подготовлено в соответствии с Обязательным минимумом содержания исторического образования в основной школе, Программой по истории для 7-8 классов, Требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы. В состав электронного издания входят разнообразные мультимедиа компоненты. Это, прежде всего, исключительно богатый визуальный ряд, анимации, видеоряд, звукоряд.

Учебник многофункционален и дает возможность пользователю проявить большую самостоятельность и творческий подход при изучении курса отечественной истории. Одна из задач -  максимально опираться на имеющуюся информацию на уроке. Используя компьютер,  я могу одновременно проверить на тренажере или контрольном тестировании несколько учащихся за короткое время. Параллельно отрабатываю с классом разные формы заданий: карточки, заполнение хронологических таблиц, устное комментирование событий и т.д. Главное – привить навык систематической работы с электронным источником, имеющимся под рукой и обязательным для работы.

Но моя задача как учителя  помочь ученику, пришедшему первый год в лицей в условиях «информационного обвала» ориентироваться не только с одним диском и материалами электронного журнала, но и с другими источниками. Образованный человек информационного общества должен уметь пользоваться:

  • базами данных и средствами информационного обслуживания;
  • различными способами и формами представления данных;
  • общедоступными источниками информации;
  • техниками анализа статистической информации;
  • уметь использовать имеющиеся данные при решении стоящих перед ним задач;
  • уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся у него данные с различных точек зрения.

Всё это очень актуально, так как с первых дней пребывания в нашем учреждении он включается в исследовательскую деятельность. Обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, системообразующий фактор учебного содержания предмета истории. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика.

Каждый учебный год я организую исследовательскую практику по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Учебное исследование по предмету разворачивается как основная и дополнительная работа к уроку и во внеурочное время.

         В начале 1 триместра все учащиеся знакомятся с методикой зачёта по итогам второго триместра: защитой работ в форме презентации. Работа групповая (по 2 человека), выполняется под руководством учителя истории и информатики с использованием методики проектной деятельности.

Первым этапом (разведка боем) является задание по теме «Введение, Вспомогательные исторические дисциплины». Учащиеся получают определенные темы, или могут выбрать любую из указанных тем.  Используя  имеющиеся на данный момент знания и умения, выполняют следующую работу: подбирают  материал по теме, определяют объем содержания 5-6 слайдов, располагают их в программе Power Point. Моя задача дать необходимые разъяснения по возникающим вопросам. Результаты работы очень подробно анализируются со всеми учащимися.     В дальнейшем в ходе каждого урока, при постановке проблем, учащиеся вынуждены использовать для подготовки не только материал учебника, но и другие ресурсы.

         По окончании первого триместра проводится подробная консультация и всем предлагается определиться с темой и начать подготовку к зачетной работе. С каждым учеником  выстраиваются основные этапы работы, которые заключаются в следующем:

·  актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования); для всех одна – недостаточная информация в современных учениках в рамках программного материала; однобокость подачи материала.

·  определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые мы хотели бы найти); определяем основные моменты: внутренняя политика, внешняя, деятельность, направленная на развитие культуры возможны другие направления;

·  выбор темы исследования (обозначение границ исследования, изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках); предоставляется выбор из предложенного списка;

·  определение последовательности проведения исследования;

·  анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала, используя известные логические правила и приемы);

·  подготовка презентации (защита результатов перед сверстниками, ответы на вопросы).

Тематикой исследования были: «Декабристы в Сибири», «Роль личности в истории». С каждым ребенком тема обсуждается, дорабатываются вопросы исследования. Сложно подвести ребенка под ту историческую проблему, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания. На данном этапе моя задача состоит в том, чтобы помочь детям сделать выбор, который они считали бы своим. Очень важно, когда выбираешь тему, учитывать наличие литературы и другие источники информации, т.к. недостаток этого приведет к тому, что некоторые работы получатся очень поверхностными. Для того чтобы этого избежать, учащимся рекомендуется активно использовать компьютерные технологии.

В процессе разработки тем основными направлениями использования возможностей ИКТ стали:

·       Прежде всего, ресурсы сети Интернет, где учащиеся получают возможность поиска необходимой информации, а затем ее использование в работах. Одновременно они учатся работать с компьютерными каталогами, банками данных и другими программными средствами, картотеками, библиографическими, справочными и энциклопедическими изданиями.

·       Наиболее эффективно осуществляется обработка текстов, записей, числовой и графической информации, карт.

·       При показе презентации некоторые работы имеют звуковое сопровождение, фото-видеомонтаж.

·       Компьютерные технологии позволяют сделать презентацию яркой и запоминающейся, что привлекает внимание других учащихся работать в данном направлении.

В ходе работы в 2011 году были подготовлены и защищены презентации учащимися двух 8-х классов по теме «Декабристы в Сибири», в феврале 2013 года учащимися 7-х классов по теме «От древней Руси до имперской России».

Последним этапом нашей работы является максимально приближенная к условиям лицейской НПК защита работ выполненных в  программе PowerPoint. Это обязательное условие, т.к. во время защиты видны собственные результаты, без нее исследование не может считаться завершенным.  В ходе защиты ребенок учится излагать информацию,  учиться доказывать свою точку зрения. Для оценки результатов на зачет привлекаются выпускники социально-экономического класса и участники городских и областных научно-практических конференций по истории.

Интерес и стремление к исследовательской деятельности у учащихся не вырастают на пустом месте, но опыт показывает,  что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

Таким образом, применение новых технологий на уроках истории и обществознания приводит к следующим результатам:

1. Формирование высокой степени мотивации, повышение интереса к процессу обучения;

2. Увеличение  доли самостоятельной работы позволяет достигнуть индивидуализации обучения;

3. Установление межпредметных связей с основами информатики (ОИ) и вычислительной техники (ВТ), математики, литературы и др.

4. Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории.

5. Улучшаются взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории, но увлеченными ПК.

6. А самое главное – у учеников меняется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Педагог XXI столетия  просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

 

Литература

1.     Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.

2.     Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007

3.     Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - с.3-6.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 1047
Яндекс.Метрика