Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ WEB-ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ

 

Ящук Марина Евгеньевна,

учитель английского языка МКУ «СОШ №25»,

 г. Нижнеудинск

 

Ситуация становления Российского информационного общества, модернизационные процессы в системе высшего профессионального образования, вхождение в Болонский процесс, переход на двухступенчатую систему подготовки, компетентностный подход и ориентация на стандарты третьего поколения, заставляют научно-педагогическое сообщество сосредоточить внимание на вопросах  качества образования, поиске  актуальных способов, средств, методов и технологий оценивания результатов. Особенную актуальность приобретает аспект оценки профессиональной компетентности учителя. Подобный интерес обусловлен разобщённостью современных требований к образовательно-профессиональным результатам учителя и традиционными средствами их оценивания. Очевидно, что в этих обстоятельствах необходим поиск новых средств и методов оценивания профессиональной компетентности учителя, коррелирующих с международными стандартами, базирующихся на инструментах информационно-технологического прогресса. 

Одно из высоких позиций среди средств оценки и презентации профессиональной компетентности учителя  определено «портфолио». Сегодня вопрос о переходе на идеологию «портфолио» отмечается на самом  высоком уровне. Сегодня каждый учитель задает себе вопрос: «Как разработать web-портфолио? С чего начать?» И именно для них мы разработали рекомендации по созданию web-портфолио учителя.

Рекомендации состоят из 10 методически обоснованных пунктов. Описывают действия педагога и на каждом из этапов создания личного web-сайта.

Итак, разработанные методические рекомендации по созданию web-портфолио учителя для оценки и презентации профессиональной компетентности, сформулированы следующим образом:

I.    В начале пути необходимо определиться с самим понятием web-портфолио. Ведь это не только способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и вне-учебных видах деятельности. Электронное портфолио педагога – это web-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

II.  Далее необходимо определиться с целью создания web-портфолио. Ведь его главное назначение – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования. Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Второе важное предназначение портфолио учителя – это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

III.            На следующем этапе, необходимо определиться к какому виду вы отнесете свое web-портфолио. Как правило, чистых типов не бывает, потому, что спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном типе просто невозможно. В этом случае необходимо создать такое электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.

IV.            Чуть позже можно в сети Интернет найти индивидуальные web-портфолио преподавателей, специалистов, представителей различных профессий. И проанализировать их с позиции:

а) структуры;

б) оформления;

в) содержания;

г) креативного подхода к реализации задаче по разработке web-портфолио;

д) посещаемости (популярности).

В результате анализа создать  собственную модель (наполненную содержанием) (или проект) web-портфолио. Оформить в программах по выбору (word, coreldraw, Paint, PowerPoint).

V.  Также на этом этапе можно рекомендовать преподавателям воспользоваться специально разработанным образовательным web-квестом на тему: «Web-портфолио как способ оценки и презентации образовательно-профессиональных результатов учителя» (см. http://mediateacherxxi.ucoz.ru/index/webquest_po_pedagogike/0-10). Данный web-квест по своей сути является комплексным проблемным заданием c элементами игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

VI.            Следующий шаг – необходимо определиться со структурой своего индивидуального web-портфолио. Можно сделать эскиз. Портфолио оформляется следующим образом:

1.  Титульный лист (с указанием образовательного учреждения, Ф.И.О. педагога).

2. Оглавление с перечнем материалов, включенных в соответ­ствующие разделы портфолио (с указанием страниц).

3. Практическая часть, состоящая из материалов по разделам портфолио и свидетельствующая о профессионализме педагога и ре­зультативности его деятельности.

Электронный портфолио учителя может включать в себя:

1.    Общие сведения об учителе.

2.    Результаты педагогической деятельности.

3.    Научно-методическую деятельность.

4.    Внеурочную деятельность по предмету.

5.    Учебно-материальную базу и т. д.

VII.         Следующий шаг – практическая работа, во время которой  формируется умения и опыт работы с медиа и в медиа-пространстве. В специально организуемом медиаобразовательном пространстве. Это может быть:

1.       Виртуальный методический кабинет.

2.                Дистанционная платформа «MOODLE», чтобы разработать индивидуальный web-портфолио учителя.

VIII.      Задача преподавателя выстроить свой web-портфолио согласно  ранее им разработанной модели (проекте):

1. Наполнить его содержанием.

2. Сделать его функциональным, максимально презентабельным, привлекающим внимание потенциальных работодателей.

3. Демонстрирующим все образовательно-профессиональные достижения владельца web-портфолио.

IX.            Далее преподаватель организует посещение своего web-портфолио коллегами, с целью анализа и оценки собственного медиапродукта, а также для того, чтобы обменяться необходимыми материалами и информацией.

X.  Заключительным этапом является собственная оценка своего web-портфолио с целью совершенствования своего медиапродукта. Оформление должно соответствовать следующим требованиям:

1. Системность, частота обновления.

2. Достоверность.

3. Объективность.

4. Широта охвата участников образовательного процесса.

5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

6. Оригинальность дизайна.

7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.

8. Наглядность результатов работы.

9. Наличие форума или гостевой книги.

Итак, нами были сформулированы методические рекомендации по созданию индивидуального web-портфолио учителя, а также критерии для его оценивания. Ориентируясь на данные рекомендации и критерии оценивания web-портфолио, педагог будет знать конкретные шаги по созданию личного web-ресурса для оценки и презентации собственного уровня профессиональной компетентности. Мы надеемся, что данные рекомендации станут ценным инструментом для современной образовательной практики.

Данные рекомендации стали основой дипломной работы Ящук Марины Евгеньевны, учителя английского языка МКУ СОШ №25 г. Нижнеудинска, под руководством старшего преподавателя кафедры педагогики ИГЛУ, Григорьевой Ирины Валерьевны.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 845
Яндекс.Метрика