Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Яцук Ольга Витальевна,

учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 15»,

г. Иркутск

 

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.                                                     

Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником образовательного процесса, превратился в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий). Особенно это важно в подростковом возрасте, когда учебная деятельность перестает быть ведущей. Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе у подростка.                                             Активно применяются информационные технологии и в работе классного руководителя.   Информационные технологии позволяют автоматизировать делопроизводство.

Основой для реализации этих технологий является ведение электронной версии журналов успеваемости, посещаемости, дневника классного руководителя в среде Excel.

Применение электронного журнала позволяет быстро подводить итоги успеваемости за четверть, полугодие, год, вычислить средний балл каждого ребенка и по классу, определить рейтинг учащихся класса. Эти показатели удобно анализировать в динамике по четвертям, проводить сравнение по учебным годам, как успеваемости отдельного ребенка, так и успеваемость по классу в целом.

Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями. Большие возможности для общения с учениками и их родителями дает Интернет:                                       Электронная переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей.                                          SMS – дневник позволяет информировать родителей об успеваемости их детей, например, отправлять родителям еженедельно Табель успеваемости, а также решать определенные вопросы.                        SMS – сообщения позволяет в оперативном режиме информировать о чем – то важном, например, информировать родителей о дате и времени родительского собрания, по факту нарушения дисциплины, прогулов уроков и т.д.                                                                                            Интернет – консультации – родители через электронную почту интересуются новостями класса или школы, задают вопросы классному руководителю, администрации.                                                  Большинство информационных ресурсов сети Интернет можно использовать не только на уроках по предметам, но и во внеурочной деятельности.  

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе.

Компьютерное сопровождение воспитательной работы предоставляет широкие возможности для реализации новых педагогических технологий; Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.                                               

Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий, создание мультимедийных проектов стало привычной формой урочной и внеурочной деятельности:

·     работа с мультимедийными программами и создание разнообразных учебных и воспитательных тематических презентаций, например: «Вредные привычки», «Мы за здоровый образ жизни» (борьба с курением, алкоголем, наркотиками, прогулами и т.д.);  

·     работа с учениками по подготовке и проведению школьных развлекательных мероприятий.

Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их  творческими, упрощается  процесс общения с учениками и их родителями.

Самый распространенный вид работы с семьей – это родительские собрания.  На классных собраниях родители с интересом просматривают презентации по различным темам, (обобщение опыта работы класса по направлениям, работа  по профилактике правонарушений ит.д.), процент посещения родительских собраний увеличивается,  растет доверие к школе.

          Родители становятся «учителями», экспертами при сдаче зачетов, в общественных смотрах; участниками семейных предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов, предметных недель русского языка и литературы, «учениками» компьютерной грамотности. Ребята с родителями устраивают традиционные семейные праздники «Семейные обычаи», «Все мы родом из детства», интеллектуальные игры «Ринг – родители и дети», «Поле чудес». Во время бесед, встреч, диспутов раскрываются проблемы, возникающие во взаимоотношении родителей с детьми, как избежать конфликтных ситуаций, как научиться видеть и уважать в ребенке личность, защита от стрессовых ситуаций.

Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, информационные часы «Это интересно», ведение классного мультимедийного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий.

        Классные и информационные часы  сопровождаются  компьютерными презентациями, составленными либо учителем, либо учащимися. В классе имеется библиотека мультимедийных презентаций, помогающих классным руководителям провести тематические классные  часы (Это серия презентаций о геральдике, символах, об Иркутске, истории оружия, о дружбе, милосердии, толерантности)

Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука, оригинальных заставок и тематического видеоряда, выполненных с применением компьютера.

Использование ИКТ в  работе  классного руководителя сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано:

·       ни одно классное и школьное мероприятие не обходится без применения ИКТ;

·       растет интерес школьников к участию в классных, общешкольных,  районных, городских конкурсах с использованием ИКТ, в школьных тематических конкурсах презентаций;

·       все чаще классные руководители используют ИКТ в проведении классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий;

·       каждый классный руководитель работает над созданием методической копилки;

·       расширяется использование ИКТ в профилактической работе.

Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволяет расширить арсенал методологических приёмов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами графики, звука, видео, гипертекста, что способствует повышению эффективности педагогического труда, развитию познавательного интереса, создаёт благоприятные условия для развития мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности.

 

Литература

1.       Бутнару О.В. Возможности и преимущества использования ИКТ в воспитательной работе. – Интернет-ресурсы.

2.       Гомулина Н.Н. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании. Диссертация. М., 2003

3.       Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. Под ред.\ Е.Н.Степанова, Москва 2003.

4.       Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений (Приказ Минобрнауки России от 3.02.2006№21) http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ruk/2234/

5.       Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.

6.       Приходько Л.П. Применение ИКТ в деятельности классного руководителя начальной школы. – Интернет-ресурсы.

7.       Селевко А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. – М.: Народное образование, 2002. 7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

8.       Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М.,2005.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 876
Яндекс.Метрика