Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: 

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Яценко Юлия Александровна, учитель истории

МКОУ «Чеботарихинская СОШ»

 

«Скажи мне — и я забуду,

 покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму»

Конфуций

 

Начиная работать учителем истории, столкнулась с рядом затруднений. В школе имелся старый иллюстративный материал, настолько ветхий и морально устаревший, что использовать его просто невозможно.  Карты имелись не по всем темам и также были в плачевном состоянии. Недостаточность дополнительного материала, исторических документов, портретов.  В школе имелись в большом количестве диафильмы, виниловые пластинки для уроков истории, но отсутствовала техника для ее использования, да и само их использование в наше время не дает нужного эффекта. В результате этого подготовка и проведение эффективных уроков вызывала большое затруднение. 

Для решения возникших проблем, начала изучение ИК-технологий.

Причины выбора данной технологии:

·       Устаревшая наглядность (60-70 годы издания);

·       Ограниченность возможностей;

·       Развитие технических средств;

·       Собственная заинтересованность.

Пройденные этапы

1.                Применение Электронных изданий.

За годы работы мною накоплена большая медиатека по различным направлениям: история, обществознания, МХК, материалы к элективным курсам, дополнительные материалы для внеклассных мероприятий и т.д.

Эта форма работы позволила решить многие проблемы подготовки и проведения уроков. В первую очередь был снят вопрос о наглядности и ТСО.

Электронные издания применяются в основном на этапе усвоения новых знаний. Так на уроках в 5 классе при изучении темы «Возникновение искусства и религиозных верований», используется диск «Атлас древнего мира», где имеются анимированные наскальные росписи. Это позволяет не только наглядно проиллюстрировать особенность наскальных рисунков первобытного человека, но научиться понимать их смысл. Дает возможность оживить рисунки и в учебнике.

Большой помощью в работе являются анимационные карты битв, походов и т.д. Урок 6 класс «Борьба Руси с западными завоевателями», проводится на основе материала  диска «Энциклопедия России с 862 – 1917 г.» - анимационная карта ледового побоища, а так же видеосюжет. Это позволяет наглядно увидеть особенности расположения войск, ход битвы и ее завершение. Перед началом просмотра, обучающимся дается задание, которое они должны выполнить после просмотра анимационной битвы. Учитель может остановить сюжет в любом месте и акцентировать внимание обучающихся на наиболее важных моментах. Эмоциональную окраску уроку предает видео материал, помогая воспитывать патриотизм, гордость и уважение к нашему прошлому.        

  Выводы:

«+»

·          Возможность обучающимися самостоятельно изучать тему, с учетом личностных особенностей.

·           Богатый иллюстрационный, анимационный и дополнительный материал к уроку.

·          Разнообразные формы работы.  

«-»

·     Невозможность изменить электронное издание под свои условия.

·     Не всегда есть возможность полноценно установить диск.

·     Сейчас в большом количестве выходит некачественная продукция, в  плане содержания материала, на месте оценить невозможно.

·     От длительного применения диски выходят из строя.

2.                 Создания презентаций к уроку

Использование программы PowerPoint дает возможность компенсировать недостатки электронных изданий.

Учитель самостоятельно готовит материал к уроку с учетом конкретного класса, изменяя ее, если изменяется уровень подготовки обучающихся. Правильная настройка презентации дает возможность быстро и доступно донести необходимые знания. В презентации есть возможность использования звукового и видео материала необходимого на уроке. Презентация может быть применена на различных этапах урока: повторение, изучение нового материала, закрепление.

Урок повторения в 6 классе, тема «Русь Московская». Учащиеся работают по карточкам, а с помощью презентации проверяется правильность выполнения задания. Данная методика позволяет быстро обобщить большой объем материала, подготовить обучающихся к контрольной работе, выявить затруднения и скорректировать их.

Вывод:

«+»

·              Учет особенностей класса, при изложении материала.

·              Возможность выделить основное в излагаемом материале.

·              Повышение интереса обучающихся к предмету.

·              Повышение авторитета учителя.

«-»

·     Работа учителя (достаточно большая на начальном этапе).

·     Необходимость учета установленных операционных систем на компьютерах.

3.                Проведение уроков с использованием интернет-ресурсов

(Работаю на данном этапе 2 год) Проведение уроков с применением интернета дает возможность учителю снять с себя роль ретранслятора знаний, учитель становится помощником, человеком, к которому можно обратиться, если возникли проблемы. Данная методика снимает некоторые психологические проблемы, ребенок работает в том темпе, в каком он привык работать, если он в работе совершает ошибку, то компьютер корректно сообщает ему об этом, даже если ошибка неоднократная. Эта методика дает возможность творчества.

Урок в 5 классе «В театре Диониса». Начало урока онлайн – тестирование (мифология Древней Греции), программа выдает обучающимся уровень, усвоения материала. На этапе объяснения нового материала обучающиеся по интернет ссылке изучают строение древнего театра, и заполняют схему. Для этой работы каждому обучающемуся дается план работы. Данная работа позволяет обучающимся, научиться использовать интернет – ресурсы для получения знаний.    

Урок МХК 6 класс. «Вавилонская башня» - иллюстрированный рассказ. Обучающимся дается сказание о Вавилонской башне в электронном виде и инструктаж, о конечном результате. Прочитать сказание, и проиллюстрировать его. Обучающиеся с помощью интернет-ресурсов находят необходимые иллюстрации. Данная методика позволяет развить творческие способности обучающихся, применить на практике знания, полученные на уроке информатики.  

На своих уроках с помощью интернет технологий мы:

·     Ищем дополнительный материал;

·     Ищем ответы на вопросы;

·     Иллюстрируем текст;

·     Составляем презентацию;

·     Находим и учимся анализировать картины.

Программные средства, применяемые на уроках:

·       Электронные издания;

·       Презентация;

·       Интернет-ресурсы;

·       Видеоматериалы;

·       Звуковые материалы. 

Возможности  нашей школы:

·       Кабинет истории  оснащен компьютером с сетевым подключением,   выход в интернет,  мультимедиа; 

·       Компьютерный класс 11 компьютеров с сетевым подключением и выходом в интернет,  мультимедийная установка;

·       Видеокамера;

·       Копировальная техника; 

·       Интерактивная доска и программное обеспечение SMART Notebook 11.

Программно-аппаратные средства в работе учителя

·       Дают возможность заменить устаревшую бумажную наглядность и применить новые виды наглядности (анимация, звуковые и видео материалы, интерактивные путешествия и т.д.).

·       Увеличивают творческий потенциал учителя.

·       Упрощают подготовку учителя к уроку (если это в системе – много накопленного материала).

·       Повышают авторитет учителя в глазах учащихся.  

Программно аппаратные средства в работе обучающегося

·       Дают возможность проявить самостоятельность и творчество.

·       Дифференциация работы. 

·       Отработать навыки работы с ИКТ (не только игры).

·       Повышают интерес к изучаемому материалу.

·       Повышают самооценку. 

«+»

·       Повышения уровня познавательной активности учащихся;

·       Возможность разнообразить урок;

·       Изменение роль учителя на уроке;

·       Индивидуальный подход на уроке;

·       Проявление творчества всеми участниками образовательного процесса;

·       Снятия тревожности у учащихся с низким уровнем учебных навыков;

·       Интеграция с другими предметами, информатика, русский язык (умение дать задание в поисковой строке целое искусство) и. т.д.  

«-»

·       Недостаточно времени для освоения новых технологий со стороны учителя;

·       Учащиеся чаще всего воспринимают компьютер как «Игрушку»;

·       Длительная работа вредит здоровью;

·       В ответственный момент техника может «подвести»;

·       Недостаточность оснащения (устаревание техники, выход из строя).

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 817
Яндекс.Метрика