Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА C ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Исмаилова Наталья Витальевна, учитель – дефектолог

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №7»,

г. Усолье-Сибирское

 

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как единичный опыт.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию ИКТ в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Говоря о новых информационных технологиях, нельзя не сказать об использовании интернета в работе учителя-дефектолога. Интернет дает огромные возможности для планирования работы, поиска информации, предоставления своего педагогического опыта, обмена мнениями, общения с родителями, помогает в создании собственных презентаций, консультаций и  других материалов.

С помощью компьютерных технологий в своей педагогической деятельности  осуществляю следующие виды работы: составление отчетов, фиксацию и хранение результатов работы; быстрый  поиск в Интернете и распечатка стимульного материала для взаимодействия с детьми, бланков различных  упражнений и практических заданий; создание собственных презентаций,  хранящихся на компьютере и на цифровом носителе; совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета (чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по коррекционной  тематике, дистанционное обучение, участие в различных конкурсах,  проводимых в Интернете, общение с коллегами-дефектологами на форумах и сетевых сообществах). Также использую такие средства ИКТ, как: компьютер,  мультимедийный  проектор,  принтер,  видеомагнитофон, телевизор,  магнитофон, фотоаппарат.

Считаю, что использование компьютера должно органично входить в комплекс коррекционной  работы, построенной с учётом структуры дефекта, возрастных  и индивидуальных особенностей ребёнка с нарушением интеллекта. Важно методически правильно проводить обучение, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, но и  сопровождал речью демонстрируемые слайды и свои действия. Индивидуальное занятие с использованием компьютера,  несомненно, всячески облегчают работу учителя-дефектолога. При разумном подходе компьютеры могут служить мощным стимулом к развитию малыша и богатейшим подспорьем в обучении детей с нарушением интеллекта.

Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. В них ребёнок начинает очень рано понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Это учит ребёнка мыслить без опоры на внешние предметы, что не маловажно для ребенка с нарушением интеллекта. Ребенок  учится читать, проговаривая буквы и слоги вслух, считать яркие предметы без перебора пальчиков.

Привлечение компьютера для занятий с ребенком уже признано большинством родителей настоящим инструментом, который превращает обучение в познавательное развлечение и способствует развитию ребенка с нарушением интеллекта. В процессе этих занятий улучшаются зрительное восприятие и внимание, память детей. Это закономерно, т.к. детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

В работе с детьми мною были определены следующие направления использования ИКТ, которые знакомят дошкольников с социальным миром и доступны для работы с детьми  с нарушением интеллекта – это создание собственных мультимедийных продуктов, презентаций, использование Интернет-ресурсов. Была разработана система коррекционных занятий  с детьми с нарушением интеллекта с использованием ИКТ, основанная на возрастных особенностях детей и лексических темах программного содержания специального дошкольного учреждения. Непосредственно – образовательная деятельность с использованием просмотра презентаций по лексическим темам  позволяет превратить образовательный процесс в увлекательную игру. Несомненно, соблюдаются элементарные санитарные нормы, касающиеся времени работы дошкольников  за компьютером в соответствии с требованиями  СанПиНа. 

Образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей старшего дошкольного возраста от 10 – до 15 минут. При работе детей располагаю  на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет  провожу  два раза  в месяц.

Таким образом, в сфере коррекционного образования и обучения детей с нарушением интеллекта использование ИКТ открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. У малыша развиваются такие важнейшие операции мышления как сравнение, обобщение и классификация, которые являются существенным моментом в развитии детей с нарушением интеллекта.

 

Литература:

1.     Возможности информационных систем в управлении единым образовательным пространством  области. / В.А.Бондаренко; В.П.Ковалевский; В.А.Красильникова //Вестник ОГУ, 2001.

2.     Методологические аспекты компьютерного обучения / В.А.Красильникова //Сборник материалов НПК «Современные информационные технологии в науке, образовании и практике». – Оренбург. ИПК ОГУ,  2004.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 1281
Яндекс.Метрика