Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ

И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Гудкова Марина Сергеевна, учитель – дефектолог,

Модебадзе Юлия Джемаловна, учитель – логопед,

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2», г. Иркутск

 

В современном дошкольном образовании взаимодействие педагогов с родителями является одной из актуальных и сложных проблем.

Идея взаимосвязи семейного и общественного воспитания, а также взаимной ответственности родителей, педагогов и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, таких как  «Конституция РФ», закон «Об образовании», «Концепция дошкольного воспитания», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», и других. Так, в Законе «Об образовании» записано, что первыми педагогами ребенка являются родители. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Следовательно, реализуя основную цель дошкольного воспитания, необходимо помнить, что укрепление и развитие тесной связи двух социальных институтов (детский сад-семья) обеспечивают благоприятные условия для формирования основ полноценной, гармонически развитой личности ребенка.

Сегодня в основе совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения лежат следующие принципы:

·     взаимного доверия педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей;

·     единства взглядов на основные цели и задачи воспитания дошкольников;

·     уважения прав ребенка всеми участниками образовательного процесса;

·     реализации воспитательного потенциала педагогов и родителей в совместной работе с детьми.

Становится очевидным, что работа с родителями – это сложная и объемная часть деятельности педагога. Она включает в себя:

·       повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей;

·       оказание помощи в семейном воспитании;

·       создание условий для взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития детей.

Реализуя задачи сотрудничества детского сада и семьи, педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения использует как традиционные формы, адаптированные к современным условиям, так и инновационные. К традиционным формам мы относим: родительские собрания, круглые столы, беседы, педагогические гостиные, семинары-практикумы, родительские конференции, информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, совместные досуги и праздники, а также участие родителей с детьми в конкурсах и выставках.

Практика показывает, что современный родитель, живущий в ритме нового времени, не всегда способен охватить процесс воспитания и развития своего ребенка в детском саду. Родители заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять для воспитания и образования своих детей. Понимая это, наш коллектив стремится к поиску инновационных форм взаимодействия с родителями. Использование информационных технологий стало одной из таких эффективных и перспективных форм.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для развития, диагностики и коррекции детей.

Можно выделить следующие направления использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ:

·       использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

·       использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

·       использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Остановимся подробнее на использовании информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями.

Преимуществом использования ИКТ во взаимодействии с родителями являются:

·       минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

·       возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

·       обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

·       оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

·       рост объема информации;

·       обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

·       оперативное получение информации;

·       расширение информационных потоков;

·       создание электронных газет, журналов.

Проблемами  в использовании ИКТ могут стать:

·       недостаточная компьютерная грамотность педагогов и родителей;

·       недостаточное материально-техническое обеспечение и сопровождение деятельности ИКТ в ДОУ;

·       отсутствие  доступа в Интернет.

Мы провели анкетирование в двух группах компенсирующей направленности и в результате получили такие данные:

100% семей имеют дома компьютер,

У 16%  нет доступа к сети Интернет.

Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями воспитанников.

Использование средств мультимедиа в организации деятельности педагогов с родителями позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечет больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Специалисты раскрывают несколько путей применения компьютерных технологий в процессе взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. В качестве таких путей выделяют:

- применение программы PowerPoint;

- применение программы Movie Maker;

- организация on-line взаимодействия.

Охарактеризуем возможности, предоставляемые каждым из этих путей.

Во время проведения родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации, созданные в программе PowerPoint. Благодаря презентациям педагоги имеют возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам мониторинга, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. Современные возможности использования программы PowerPoint позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несут для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усваивается и сохраняется в памяти гораздо дольше.

Использование информационно-коммуникационных технологий в организации совместной деятельности родителей и детей позволяет значительно расширить возможности воспитательного процесса. Так, например, в нашем ДОУ проводятся такие  мероприятия для родителей в форме игр-развлечений с использованием ИКТ, как «Маленький спор», «Школа разведчиков», «Звездный час», «Счастливый случай» и т.д. Интерес родителей к этому методу проведения мероприятий всегда стабильно высокий! Они получают информацию о знаниях своих детей и одновременно обучаются. 

Значительно расширяют возможности организации эффективного взаимодействия с родителями Интернет-ресурсы и общение в режиме on-line.

Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагогов  несет в себе созданный сайт детского сада, на котором мы размещаем не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. На нашем сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.

Из отзывов о работе педагогов над созданием сайта ДОУ нам стало понятно, что родители поддерживают эту идею, готовы оказать необходимую помощь, заинтересованы в создании таких страничек как: "вопрос – ответ"; форум для родителей; фото отчет о проделанной работе; советы от специалистов.

По результатам анкетирования родители заходят на сайт ДОУ  1-2 раза в неделю, некоторые  жаловались на низкую скорость доступа в Интернет, что не позволяет смотреть видео презентации.

По результатам взаимодействия специалистов с родителями выявляются наиболее актуальные вопросы о развитии и воспитании детей. Разработка консультаций специалистами на сайте детского сада ориентирована, прежде всего, на запрос родителей.

Еще одной из форм работы с родителями является электронная почта. На сегодняшний день электронная почта – наиболее быстрый способ пересылки текстовых сообщений или файлов, содержащих графическое изображение, фото и другие виды сообщений.

Говоря о формировании единого информационного пространства ДОУ и семьи, невозможно обойтись без Интернета. Всемирная сеть, стремительно завоевывающая позиции, может быть использована не только в качестве канала получения информации, но и как средство обратной связи педагога с родителями и общения семей между собой.

Ноу-хау ДОУ может стать создание сайта (блога) группы, на котором каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. На форуме сайта (блога) родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе. Родители, интересующиеся современными информационными технологиями, порой сами предлагают свою помощь в создании сайта группы, тем самым активно участвуют в жизни детского сада.

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Использование информационных компьютерных технологий позволяет нам вывести организацию взаимодействия педагогов и родителей ДОУ на более высокий качественный уровень. При этом мы не отказываемся от традиционных форм сотрудничества, потому что только использование разнообразных методов работы с родителями позволяет эффективно решать проблему разностороннего развития личности ребенка.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что использование новых современных технологий позволяет на порядок повысить общение с родителями. Информационно-коммуникационные технологии помогают сделать отношения более доверительными, вовлекают родителей в жизнь детского сада и делают их полноправными участниками педагогического процесса.

Литература

1.       Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.

2.       Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу "Управление ДОУ".

3.       Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Учебное пособие. – Минск, 1997.

4.       Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] /Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 95 с.

5.       Колодинская, В.И. Информатика и информационные технологии дошколятам / В.И. Колодинская – М., 2008.

6.       Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.

7.       Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 1989. – N 5. – С. 10-23

8.       Об информатизации дошкольного образования в России: Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 //Российский общеобразовательный портал

9.       Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208 с. (Серия "Энциклопедия образовательных технологий").

10.   Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М.: Аркти, 2005.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 1556
Яндекс.Метрика