Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ

 

Григорьева Анна Петровна, учитель математики

Пигарева Елена Евгеньевна, учитель математики

МБОУ «СОШ №15», г. Иркутск

 

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятие, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.

Геометрия как учебный предмет способствует развитию таких психических функций человека как мышление, ощущение и интуиция. Все эти замечательные характеристики геометрии делают её незаменимым элементом общей культуры, в равной степени нужным художнику и математику, инженеру и физику, биологу и экономисту.

Анализ методической литературы свидетельствует о том, что геометрия в современной общеобразовательной школе становится непреодолимым барьером для многих обучающихся. Причину этого многие учителя видят в преобладании в традиционном обучении аналитических методов, наличии непосильных для понимания учеников скрупулезных доказательств очевидных фактов, тогда как логическое мышление школьников, особенно к началу изучения геометрии, развито недостаточно, а образное мышление не окончательно упорядочено. Поэтому целесообразно и психологически обоснованно  переосмысление организации учебного процесса, процесса подачи теоретического материала и передачи его обучающимся.

Для изменения организации учебного процесса очевидна необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном курсе геометрии. 

А одним из важнейших направлений применения этих технологий в обучении геометрии является использование мультимедийных возможностей компьютерной техники.

Учителями и обучающимися МБОУ г. Иркутска СОШ №15 в период с 2009 по 2012 год было создано мультимедийное пособие по геометрии для 7-9 классов. Разделы мультимедийного пособия представляют собой мультимедийные презентации, содержащие теоретический материал и подборку задач по теме, а также  лабораторные практикумы. Материал пособия изложен в соответствии со структурой учебника Л.С. Атанасяна «Геометрия. 7-9 класс».

Материалы 7-8 класса содержат домашние задания. Разделы мультимедийного пособия 9 класса включают в себя несколько тем (2-3). Сделано это с целью использования материалов при подготовке к ГИА по математике. В пособии представлен справочник по геометрии, который позволит обучающимся систематизировать знания по предмету при подготовке к ГИА по математике.

Пособие  является  эффективным средством  обучения в ежеурочной педагогической практике. В 2011-2012 учебном году на базе школы был проведен эксперимент по внедрению и апробации в учебный процесс 7-9 классов мультимедийного пособия по геометрии. Данный эксперимент показал:

·       целесообразность использования данного мультимедийного  пособия с целью расширения кругозора обучающихся и повышения их интереса к предмету;

·       возможность широкого применения наглядных методов обучения;

·       возможность использования слайдов  как на различных уроках геометрии (урок изучения нового материала, урок закрепления и обобщения изученного), так и на разных этапах одного урока (этап актуализации знаний, изложения нового материала, этап первичного закрепления);

·       доступность изложения теоретического и задачного материала пособия;

·       изложение материала от простого к сложному.

Формы и место использования мультимедийного пособия на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которую ставит учитель  на уроке.

Сегодня, для наиболее качественного и эффективного проведения уроков геометрии, данное мультимедийное пособие применяется  в следующих случаях:

1. В режиме графической иллюстрации изучаемого материала.

В пособии использованы анимированные чертежи, которые позволяют сделать акцент на этих чертежах, привлечь к ним внимание обучающихся.

2. Доказательство теорем.

Доказательство теорем – для детей наиболее трудная и скучная сторона геометрии. Поэтому в мультимедийном пособии создана  анимация последовательных шагов рассуждений при доказательстве теорем или решении задач.

3. В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков. Например, диктант с последующей самопроверкой или взаимопроверкой, диктант в форме теста.

4. В обучающем режиме.

Обучение происходит через воспроизведение с анимационной подсказкой,  где возможна совместная деятельность ученика и учителя. Затем воспроизведение знаний по образцу, но без подсказки, самостоятельно. Задания демонстрируются на экране, а через какой-то промежуток времени на экране появляются ответы в виде готовых решений или, при необходимости,  этапов решения задач. Так проверяется усвоение знаний в течение обучения.  И, наконец, применение знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения, где целью является определение трудностей обучения. Удобно использовать пособие и при повторении учебного материала. За короткое время можно повторить большое количество материала. Некоторые фрагменты мультимедийного пособия могут быть использованы учителем как при фронтальной работе с классом, так и при организации групповой или индивидуальной работы.      

5. В режиме самообучения.

Обучающиеся, пропустившие урок, могут использовать слайды пособия  для самостоятельной работы.

6. Диагностическое тестирование качества усвоения материала. На этапе контроля знаний используются тесты.

  Преимущества использования  мультимедийного пособия на уроках геометрии:

1. Повышается интерес обучающихся к обучению. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это дети «экранной информации». Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация.

2. Учителю удается добиться усиления обучающего эффекта средствами мультимедиа.

3. По  подсчетам психологов, в среднем на 30 % увеличивается плотность урока. Это достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя.

4. Сэкономленное время используется для увеличения объёма предъявляемой информации или для организации повторения, закрепления учебного материала.

5. Открываются новые возможности для управления учебным процессом. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объеме. Диалог учителя с классом, визуальный контакт не прекращаются ни на секунду.

6. Более эффективно обеспечивается интерактивность обучения. У учителя появляются новые возможности по обеспечению обратной связи, по более эффективному предъявлению разноуровневых учебных задач. Управляемое развитие школьников становится вполне досягаемой целью.

7. Мультимедийное пособие  позволяет использовать новые, более разнообразные формы и виды учебной деятельности. Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность обучающихся.

8. Меняется эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности занятий.

9. Возможность тиражирования мультимедийного пособия. Пособие может быть предоставлено обучающимся. Дома дети могут повторить пройденный материал не только по учебнику, но и используя мультимедийное сопровождение, сделанное учителем.

10. Учитель может организовать повторный просмотр материалов урока в индивидуальном режиме, учитывая способности каждого обучающегося.

Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание своего педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяет учителю повышать качество знаний обучающихся.

В качестве наглядных средств обучения информационные технологии значительно превосходят традиционные ТСО. Таким образом, компьютер – это на сегодняшний день самое мощное и эффективное средство из всех, которыми располагает учитель. Однако оно оправдано только в тех случаях, когда действительно даѐт реальные преимущества по сравнению с традиционными методами.

 

Литература

1.     Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).

2.     Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).

3.     Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).

4.     Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004 - 2008.

5.     Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.

6.     Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008.

7.     Информационные технологии на уроках математики. Старцева Надежда Алексеевна, с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 870
Яндекс.Метрика