Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Горбовская Ирина Михайловна, учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №5»,

г. Усолье-Сибирское

 

«Расскажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне попробовать – и я научусь».

Использование современных информационно-коммуникацион-ных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. В условиях детского сада компенсирующего вида возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие мультимедийные презентации можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность мне как учителю-дефектологу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Занятия в группе для детей с задержкой психического развития  имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Считаю, что при этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Поэтому в работе с детьми определила основные направления с использованием ИКТ:

              I.     Развитие зрительного восприятия: узнавание и называние предметов; восприятие цвета, формы, величины предметов; составление целого из частей.

           II.     Развитие ориентировки в пространстве: ориентировка на себе, относительно себя и относительно предметов.

        III.     Развитие психических функций детей: слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, развитие речевых функций.

В работе с детьми чаще ИКТ использую на некоторых этапах занятия. На итоговых или обобщающих занятиях ИКТ использую в течение всего занятия в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил (СанПиН 2.4.1.2660-10 п. 12.21).

Мультимедиа технологии позволяют объединить в себе  текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения:

Ø даёт возможность моделировать различные ситуации и среды;

Ø активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике;

Ø способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;

Ø полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

Ø занятия с использованием презентаций вызывают большой интерес у ребят, надолго  привлекают внимание.

Мне  нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать для себя что-то новое, поэтому я стараюсь активно использовать разработки в этой области. Применяя в коррекционной работе готовые компьютерные программы, я увидела, как компьютер позволяет заинтересовать ребенка, именно наглядность способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание учебной информации.

Занятия с применением мультимедийных технологий провожу с помощью ноутбука,  в кабинете учителя-дефектолога с соблюдением возрастных норм, санитарно-гигиенических правил.

В разделе по ознакомлению с окружающим миром с помощью презентации ребенок учится сопоставлять картинку и звук в одно целое. Использование аудио-видео технологий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром помогает лучше классифицировать окружающий мир. На занятиях использую презентации на лексические темы, такие как: «Осень», «Овощи-фрукты», «Съедобные – несъедобные грибы», «Деревья и кустарники» и другие.

Непосредственно в образовательной деятельности по развитию элементарных  математических представлений у детей есть возможность на занятиях работать не только с раздаточным материалом, но и за счет ИКТ познакомиться с понятиями «большой-маленький»; с цифрой, числом и количеством в пределах 10; составом чисел; математическими действиями «сложение-вычитание»; со структурой задачи и ее решением. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций.

На занятиях по обучению грамоте, предлагаю  детям для лучшего усвоения звуков презентации с изображением букв. Дети могут не только увидеть букву, проговорить звук, а также услышать или пропеть вместе с танцующими и поющими буквами на экране. Повышается мотивация детей к занятиям. Просматривая презентацию несколько раз, ребенок лучше запоминает информацию, формируется адекватная, то есть осознанная, оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой.

С помощью мультимедийных презентаций  провожу с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.  На экране монитора появляются  картинки – символы различных упражнений.  Упражнения  выполняются, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.

Также использую  физкультминутки – детей очень привлекают такие презентации, так как для их создания в основном используется анимация, весёлая музыка. Движения, которые выполняют мультипликационные герои, просты и доступны каждому ребёнку. Применение  компьютерных технологий на разных этапах коррекционной работы позволяют мне активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций у детей.

Таким образом, использование новых информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ предусматривает формирование важных структур: познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, и именно они обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе.

В сети Интернет имеется много чрезвычайно полезных для работников системы дошкольного образования ресурсов: разработки игр-занятий, подборки стихотворений и пр. Эти материалы тем ценнее, что достать их в печатном виде не представляется возможным.

Каталог мультимедийных презентаций, используемых в работе с детьми:

Ø Презентации по лексическим темам  - http://dompolnajachasa.at.ua

Ø Создание презентаций  -   http://skyclipart.ru

Ø Физкультминутки  -  http://www.kindergorod.ru, http://www.rusedu.ru

Ø Гимнастика для глаз - http://dompolnajachasa.at.ua,

http://luchiki.ucoz.ru

Ø Гимнастика для пальчиков и кистей рук  -  http://viki.rdf.ru,

http://www.uchportal.ru

 

Литература

1.     Компьютер в детском саду. Глушкова Е.К., Леонова Л.А. //Дошкольное воспитание. - 1990. - № 1.

2.     Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. Зворыгина Е.В.// Информатика и образование. – 1989. - № 6.

3.     Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

4.     Дошколенок + компьютер. Коч Л.А., Бревнова Ю.А. – Волгоград: Учитель, 2011.

5.     Дошкольник и компьютер: Медико-гигиенические рекомендации/ Леонова Л.А., Бирюкович А.А. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 1127
Яндекс.Метрика