Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

 

Дырда Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №9», г. Иркутск

 

Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фан-тазий до совершенно реальной действительности сокращается с неверо-ятной быстротой», ‒ писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова писателя: «В карете прошлого никуда не уедешь...».

Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускни-кам общеобразовательных учреждений. Требуются не только знания са-мых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответ-ственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной дея-тельности.

Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования.

Целью стало внедрение информационных технологий в преподава-ние русского языка и литературы для усиления дифференциации и инди-видуализации образовательного процесса, повышения интереса к предмету и воспитания информационной культуры, развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. Задачами являются: применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; интеграция различных видов обра-зовательной деятельности (учебной, исследовательской ...); адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности; обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; разработка информационных технологий дистанционного обучения; совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из ком-понентов целостной системы обучения, не только облегчили доступ к информации, открыли возможности вариативности учебной деятельно-сти, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволили по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, постро-ить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет ак-тивизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обу-чения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой совре-менного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках рус-ского языка, литературы, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного об-разования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и уча-щимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения качества процесса обучения: совершенствование содержа-ния, методов и организационных форм.

На практике управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыс-лительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно-педагогических средств, от степени совершен-ства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в тради-ционную систему «учитель - класс - ученик» компьютера и компью-терной обучающей программы опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов-разработчиков обучающей программы, координально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.

Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографи-ческого (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которым спо-собствуют различные способы организации и предъявления теорети-ческого материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разно-образить формы работы, деятельность учащихся, активизировать вни-мание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использо-вание кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более ин-тересным.

Функции персонального компьютера на уроках русского языка и ли-тературы:

       источник учебной информации;

       наглядное    пособие    качественно    нового    уровня    с    возможностями мультимедиа и телекоммуникации;

       тренажер;

       средство диагностики и контроля;

       текстовый редактор.

На   уроках  литературы применение  ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал.

Использование электронных учебников на уроках:

1. «Русский язык»  (1С: Репетитор);

2. Репетитор по Русскому языку (Кирилла и Мефодия);

3. Готовимся к ЕГЭ (Русский язык);

4. «Наставник» (5-7 классы);

5. А.С.Пушкин в зеркале двух столетий;

6. Библиотека школьника (Школьная программа по литературе);

7. Русская литература (Мультимедийная энциклопедия).

8. «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» (5-11 классы) и другие.

Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Особенности электронного учебника:

       Содержит все основные, базисные предложения учебника;

       Служит   базой   для   автоматического   расчета   основных   параметров учебника (то есть проводит расчет без вмешательства человека);

       Содержит такую информацию, чтобы можно было достаточно построить полную систему контроля по каждому разделу и учебнику в целом;

       Помогает сразу оценить работу ученика.

Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, а использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, акти-визируют учащихся.

Существенны преимущества   использования   компьютера   в   обучении перед традиционными занятиями.

Информационные технологии значительно расширяют возмож-ности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.

Преимущества ИКТ:

       позволяют эффективно организовать групповую и самостоя-тельную работу на уроке;

       способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников;

       позволяют индивидуализировать процесс обучения;

       повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);

       активизируют познавательную деятельность учеников;

       развивают их творческий потенциал;

       делают урок современным;

       повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);

       активизируют познавательную деятельность учеников;

       развивают их творческий потенциал;

       делают урок современным.        

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному.

Целесообразность использования ИКТ:

       при изложении нового материала ‒ визуализация знаний (де-монстрационно-энциклопедические программы; программа со-здания презентаций РоwеrРоint);

       закрепление изложенного материала (тренинг ‒ разнообразные обучающие программы);

       система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

       самостоятельная  работа учащихся  (обучающие  программы  типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

       при возможности отказа от классно-урочной системы: проведе-ние интегрированных уроков с использованием метода проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

       тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, па-мять, мышление, т.д.).

В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы ‒ это:

       повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьни-ков и навыков самостоятельной работы по поиску информации; раз-нообразие форм учебной деятельности детей на уроке);

       осуществление индивидуального подхода в обучении (работа само-стоятельно с оптимальной для себя скоростью);

       расширение объема предъявляемой учебной информации;

       обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслежива-ние процесса и результата своей работы);

       улучшение организации урока (дидактический материал всегда име-ется в достаточном количестве);

       повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;

       включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;

       повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;

       включение школьников и педагогов в современное пространство ин-формационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Литература

1.      Анушкевич И.Г. Работа над изданием литературного альманаха в школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. - №3.

2.      Голуб Г.Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д. ф. –м. н., проф. Е. Я Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2010.

3.      Загребин Г.Б. Социализация школьников // Вопросы психологии, 2012, №3.

4.      Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного     обучения. – М., «Владос», 2012.

5.      Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. – М., «Просвещение», 2011.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 941
Яндекс.Метрика