Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ГОРОДА ИРКУТСКА ЛИЦЕЙ № 1

 

Четвертаков Вячеслав Иванович,

директор МБОУ «Лицей № 1», г. Иркутск

 

Характерной особенностью современного этапа модернизации отечественного образования  является требование интеграции инновационных составляющих образования для достижения ключевых компетенций, которые в совокупности обеспечивают готовность выпускника к продолжению образования, дальнейшей адаптации и самореализации в условиях современного рынка труда информационного общества. Одну из важных групп ключевых компетенций составляют компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ рекламе и др.).

На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии применяются повсюду: в различных автоматизированных производствах, торговле, управлении предприятиями и образовательными учреждениями, кино, рекламном бизнесе. Современное общество нуждается в специалистах, способных адаптироваться к быстрой смене требований рынка труда, к жизни в обществе, построенном на системе рыночных отношений. Большинство выпускников нашего образовательного учреждения прекрасно осознают необходимость применения персонального компьютера в своей будущей профессиональной деятельности. Учебный процесс по своей сути все больше и больше приближается к производительному труду. Учитывая, что в подростковом и юношеском возрасте интересы принимают направленный характер, а умственная деятельность характеризуется самостоятельностью мышления, применение персонального компьютера как инструмента профессиональной деятельности создает мотивацию «со сдвигом на конечную цель», что особенно важно в профильной подготовке.

Коллектив лицея хорошо понимает, что мы воспитываем будущих членов информационного общества. Информационное общество – это общество, в котором социально-экономическое развитие, зависит прежде всего, от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества. Т. Моррис - Сузуки называет это общими словами и дает более корректное, по его мнению, определение информационного общества как общества «в котором прогресс компьютеризации позволит людям получить требуемую информацию, освобождает их от работы клерков и таким образом приводит к расцвету человеческого творчества» [3. с. 131].

С.А. Бочан полагает, что в настоящее время происходит «процесс перехода общества к новой эпохе  - информационному обществу и изменений, в первую очередь, под влиянием технологий самого человека. Основными чертами нового общества являются его информатизация, создание новых интеллектуальных технологий, ускорение темпов развития техники, превращение информации в важнейший глобальный ресурс человечества» [1].

Концепция долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020 года целями государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий определяет «создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий» [2].

С 2006 года наш лицей работает в этом направлении. Педагогический коллектив МБОУ г. Иркутска Лицей №  1, успешно работал над реализацией программы развития, разработанной на период 2006-2011 г.г. Одной из подпрограмм, программы развития «Создание открытого интерактивного образовательного пространства» являлась целевая программа «Информатизация образовательного процесса», которая базировалась на идее изменения содержания образования через информационно-образовательную среду и повышение качества лицейского образования при помощи использования ИКТ.

Целью проекта информатизации лицея  являлось создание образовательно-информационной среды, адаптированной к потребностям и особенностям системы лицейского образования, служащей целям развития современного информационного мышления всех участников образовательного процесса.

Проект включал четыре модуля:

1. Образовательно-информационные ресурсы;

2. Интеграция информационных технологий в образование;

3. Информационно-издательская деятельность;

4. Мониторинг.

За эти годы существенно модернизировано материально-техническое оснащение образовательного процесса.  На сегодняшний день в лицее имеется 19 учебных кабинетов, каждый из которых в хорошем состоянии, соответствует современным требованиям учебного процесса; 4 лаборантских (кабинеты химии, физики – 2, информатики), спортзал, оснащенный необходимым спортивным оборудованием, тренажерный зал, ипподром. В лицее учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения оснащены все кабинеты.  Имеется библиотека, актовый зал, столовая, медицинский кабинет, кабинет психологической разгрузки. Читальный зал оборудован средствами мультимедиа. Имеются 3 компьютерных класса (2-информатики, 1 – черчения), площадью 72, 72, 48 кв.м.  на  11 посадочных мест каждый, уроки ведутся в 1 смену. Два компьютерных кабинета (206, 208) оснащены современными компьютерами типа Pentium-IV. В кабинетах установлены жидкокристаллические мониторы. Имеется 9 мультимедийных кабинетов, 2 кабинета оборудованы интерактивной доской.

В учреждении имеется локальная сеть с выделенным сервером, объединяющая как компьютеры 3-х компьютерных кабинетов, так и кабинеты других подразделений. Через локальную сеть осуществляется выход в Интернет (быстрый, лимитированный, объем трафика в месяц = 80 Гбайт).

Компьютерные кабинеты паспортизированы, в них выдерживаются нормы СанПиНа по электромагнитным излучениям и метражу на 1 компьютер. Во всех кабинетах имеется журнал по технике безопасности.

Всего в Лицее №1 73 компьютера (стационарных и ноутбуков). Количество учащихся на 1 компьютер составляет 6 человек, что значительно лучше нормативных требований.

В учебном процессе  постоянно используются технические средства обучения: телевизоры, видео- и аудиоаппаратура, которыми оборудованы кабинеты лицея. В кабинете черчения и кабинетах информатики  имеются паспорта санитарно-гигиенического состояния помещений рабочих мест с видеодисплейными терминалами и персональными электронно-вычислительными машинами. Медиатека насчитывает 114 единиц, в том числе: ЦОР по химии, географии, информатике и ИКТ, обществознанию, истории, экономике, физике, русскому языку, черчению, математике, биологии.

Для повышения своей квалификации в области информационных технологий учителя лицея проходили обучение на соответствующих курсах. В результате 75% педагогического коллектива прошли курсы по ИКТ, в том числе все члены администрации. Процент предметов,  изучаемых с применением информационных технологий составляет 73 % (русский язык, литература, английский язык, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, экономика, право,  биология, физика, химия, ИЗО, черчение, элективные курсы). Активно   используются компьютерные   технологии   в   системе дополнительного образования, при проведении классных часов и внеклассных мероприятий. 100% выступлений учащихся на лицейской научно-практической конференции имеют компьютерное сопровождение и 100 % - на конференциях муниципального, регионального, российского, международного  уровней.

Современная инфраструктура обеспечения образовательной деятельности предполагает материальную, методическую и организационную составляющие. Материальная составляющая инфраструктуры направлена на изменение качества условий. Лицейское пространство функционально и эстетически грамотно оформлено, обеспечивает физическую и психологическую безопасность, не содержит рисков для здоровья. Инфраструктура нашего лицея использует информационно-образовательную среду для планирования образовательного процесса каждым учителем, который готов для этого, обладает профессиональной ИКТ-компетентностью. Важно, что и в учебной, и во внеучебной деятельности мы даем учащемуся и учителю необходимые ИКТ-инструменты деятельности. Методическая составляющая инфраструктуры переориентирована на поддержку деятельности каждого учителя: для этого в лицее обеспечено наличие круглосуточного доступа к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам. Осуществляется моральная и материальная стимуляция учителей в их профессиональной и творческой деятельности. Организационная составляющая инфраструктуры направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Результаты работы по программе информатизации:

1. Расширение и модернизация  материальной базы -  73 компьютера в кабинетах и управлении, три компьютерных кабинета (2-информатики, 1 – черчения), 9 мультимедийных кабинетов, 2 кабинета оборудованных интерактивной доской, 55 рабочих станций, 6 телевизоров, 1 видеомагнитофон, фото и видеокамера, центр караоке, цифровой фотоаппарат, 20 принтеров и сканеров.   

2. Общелицейская современная wi-fi сеть с беспроводными точками доступа, выход   в Internet.

3. Установка системы видеонаблюдения.

4. Внедрение электронного журнала NetSchool.

5. Создание    Информационно-ресурсного центра «LiceyPortal.ru».

6. Создание лицейского сайта http://1licey.ru/

7. Создание медиатеки.

8. Создание студии лицейского телевидения «Лицей-TV».

9. Создание лицейской газеты  «LiceyPortal.ru».

10. Кадровое обеспечение: заместитель директора по ИКТ; системный администратор; 3 преподавателя информатики (1 кандидат физ.-мат. наук, 1 учитель высшей категории).

11. Информатизация управленческой деятельности: электронный документооборот; все виды мониторинга; базы данных.

12. Информатизация образовательного процесса:

§  Предпрофильная подготовка с 7 класса;

§  Профильная подготовка в 10-11 классах;

§  Формирование ИКТ-компетентностей на элективных курсах (5 программ);

§  Использование информационных  технологий  в учебно-воспитательном  процессе и системе дополнительного образования, диагностика качества образования, психологическое тестирование;

§  Банк данных образовательных ресурсов;

§  Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

13. Формирование и развитие информационной культуры участников  образовательного процесса:

§  Повышение квалификации учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

§  Мультимедийное  сопровождение лицейских и  внелицейских мероприятий;

§  Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ;

§  Успешное выступление учащихся лицея  в интеллектуальных конкурсах,  олимпиадах и научно-практических конференциях по компьютерным  технологиям.

Педагогический коллектив продолжает работу в этом направлении. Разработана экспериментальная программа «Информационно-образовательная среда лицея как средство творческой самореализации участников образовательного процесса».  Научный руководитель - Гончарова Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой информатики и ИКТ ИИПКРО. 

 

Литература

1.       Бочан С.А. Проблема целостности личности в информационном обществе. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени кан. философ. наук. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/problema-tselostnosti-lichnosti-v-informatsionnom-obshchestve, свободный. - Загл. с экрана.  

2.       Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17ноября 2008 г. № 1662-р  [Электронный ресурс] – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf, свободный. - Загл. с экрана.  

3.       Моррис - Сузуки Т. По ту сторону компутопии: информация, автоматизация и демократия в Японии. // Информационная революция: наука, экономика, технология. Реферативный сборник. - М., 1993.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 1121
Яндекс.Метрика