Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Белова Наталья Владимировна, учитель начальных классов

НОУ «Православная женская гимназия», 

г. Иркутск

 

 Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность;  создание положительных эмоциональных ситуаций;  работа в парах;  проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?  На помощь пришёл компьютер.

1. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

2. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Применение на уроках ИКТ способствует так же: сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.  Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи.  Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.

Проектная деятельность – это метод, который  раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,  способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.

Любой проект имеет практически  структуру:  проблема,  проектирование (планирование),  поиск информации,  продукт:   презентация.

1. Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

4. Результатом работы над проектом, является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. В процессе проектной деятельности:  создаются условия для творческого развития детей,  приобретаются навыки совместной деятельности с  взрослыми и сверстниками,  вырабатываются умения – вести поиск и систематизировать нужную информацию,  сотрудничать друг с другом,  совместно планировать свои действия.  Важное значение имеет групповая работа. Именно работая в группе, дети овладевают коммуникативными умениями, учатся ставить проблему и решать её совместно.  Этапами совместной работы  являются: определение состава группы, выбор старшего (в зависимости от подготовленности группы назначается учителем или определяется по жеребьёвке), распределение обязанностей (прямое поручение, «добровольцы», аукцион – поручение получает тот, кто внесёт больше предложений ),   выяснение, с какой целью каждый участник проекта будет выполнять задание, каждый участник продумывает каким образом он будет выполнять задание, какие материалы будут нужны;  каждый участник контролирует себя, следит, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело),   старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело). Из отдельных результатов получается один большой результат.  Предлагаются  правила совместной работы:  работать дружно, т.е. быть внимательными друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дел, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего, работать по плану (сверять дела с планом), своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца, качественно выполнять работу.

Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё.  Для того, чтобы все эти правила заработали,  необходимо вызвать у детей интерес к работе над групповым проектом. Поэтому выбор темы должен исходить либо от самих ребят, либо предлагаться учителем, опираясь при этом на предпочтения детей. Во многом этот интерес является движущей силой, позволяет сделать проект глубоким и нестандартным. Важно отметить, что если тема детям интересна и личностно значима, то даже самый сложный теоретический материал будет усваиваться легко.

В качестве примера расскажу о работе над групповым исследовательским проектом «Как  научиться  ценить  и  рассчитывать  время». Над проектом работали ученики всего класса.     А цели учащиеся действительно ставили перед собой значительные:  расширить систему представлений   о времени,   как  ответственно  относиться  к  своему  и  чужому  времени,  овладевать  навыками  рационального  расчета  времени.

Дети  справились с поставленными задачами. Опыт работы подтверждает известную истину: увлеченность, заинтересованность общей идеей, вера в конечный успех  формируют  у участников проекта такие качества, как взаимовыручка, чувство ответственности.

На  этапе погружения в проект обучающиеся обсуждали тему проекта,  оптимальный способ достижения цели проекта   совместно с учителем.

  При  планировании  деятельности   осуществляли:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Обучающиеся  продумывали   продукт групповой   деятельности на данном этапе.

При  осуществлении деятельности по решению проблемы  выполняли запланированные действия самостоятельно  по  вопросам понятия  цены  времени,   вели  исследовательскую  работу  хронометража  рабочего  дня, режима  дня,  учились  правильно   рассчитывать  время. При необходимости консультировались с учителем,  осуществляли  промежуточное   обсуждение полученных данных в группах. Оформляя проект,  участники   оценивали свою роль, анализировали выполненный проект,  выясняли  причины успехов, неудач.

Проводя  анализ достижений поставленной цели,  делали   выводы, выбрали форму презентации, осуществляли защиту проекта, отвечали на вопросы слушателей.  

Таким образом, групповой исследовательский проект – это первый совместный научный опыт учащихся. Навыки, полученные в работе над ним, помогают в дальнейшей учебной деятельности. Учащиеся уверенно чувствуют себя на семинарах и научных конференциях, не боятся публичных выступлений, умеют отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе. Можно сделать вывод о том, что проектно – исследовательская деятельность, став неотъемлемой частью содержания образования, является устойчивой формой образовательного процесса.

Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции.

 

Литература

1.       Журнал "Административная работа в школе” 2010-2012г.

2.       Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе, 2006

3.       Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www. pedsovet.org

4.       Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП, 2008

5.   Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 895
Яндекс.Метрика