Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Беломестных Елена Николаевна,

учитель математики МКОУ ЦО «Возрождение»,

Иркутская область, р.п. Куйтун

 

Современный педагогический процесс невозможно представить без широкого внедрения новых информационных технологий на всех этапах обучения. Правильное использование информационных технологий должно помочь учителю не только эффективно организовать учебную деятельность учащихся, но и осуществить пооперационный контроль, диагностику и управление учебным процессом.

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые называются тестами учебных достижений, тестами успешности.

Тестирование давно уже стало привычным событием в жизни учеников, учителей и родителей. С тестами приходится иметь дело всем участникам процесса образования.

Тесты – это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения).

Тестовое задание – это один из элементов диагностики. Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Ученикам нравиться работать с тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении.

Тесты и по назначению могут быть разные:

· входное тестирование,

· тест-разминка,

· контрольное тестирование,

· аттестационное тестирование и т.д.

Основной задачей педагогического использования тестов является определение объема и качества знаний, а также уровня умений и навыков.

Не стоит говорить о преимуществах тестов. Это  и экономия времени на уроке и эффективное его использование, и простой способ проверки, особенно, если тест – электронный.

К тому же, тестовое задание позволяет выполнить ряд важных задач, таких как:

ü формирование положительной мотивации к процессу учения за счет применения нестандартных средств контроля;

ü создание ситуации успеха для каждого учащегося, так как имеется возможность работы в индивидуальном темпе и возможность редактирования окончательного результата;

ü повышение эффективности произвольной памяти учащихся;

ü воспитание ответственности, самооценки и самоконтроля;

ü развитие учебно-интеллектуальных и учебно-организационных умений и т.д.

Бытует мнение, что тест не дает объективной оценки достижений учащихся.  Для того чтобы, повысить качество измерительного материала, необходимо использовать различные формы тестовых заданий:

Ÿ  задания закрытой формы, в которых ученик выбирает правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания.

Ÿ  задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа.

Ÿ  задания на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами нескольких множеств.

Ÿ  задания на ранжирование, в которых от ученика требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных преподавателем.

Тестовые задания могут быть различной степени сложности. В педагогической литературе описываются пять уровней усвоения знаний.

I и II уровни – начальные; они соответствуют первому ("фактическому ") уровню знаний, который заключается в накоплении "фонда знаний”, состоящего в основном из фактов. При решении учащиеся ограничиваются приведением единичных фактов, дают заученные характеристики терминов и явлений

III уровень – операционный; он заключается в умении осуществлять простейшие логические операции по готовому образцу и характеризуется образованием частносистемных ассоциаций и наличием связи между знаниями, усвоенными в пределах одной главы или одного раздела.

IV уровень – аналитико-синтетический; достигнув его, учащиеся проявляют умение обобщать, дифференцировать устойчивые знания, связывать ранее изученное с новыми знаниями, выделять главные идеи, основные положения темы, раздела, вскрывать разнообразные связи и проводить аналогии

V уровень – творческий; он требует переноса знаний в новые ситуации, создание нестандартных алгоритмов познавательных и практических действий.

Задание в тестовой форме характеризуется как педагогическое средство не только контроля уровня подготовленности и обучения, а также развития личности. Такое задание обладает свойствами:

Ÿ  краткость;

Ÿ  технологичность;

Ÿ  определённость цели;

Ÿ  логическая форма высказывания;

Ÿ  определенность места для ответов;

Ÿ  одинаковость правил оценки ответов;

Ÿ  правильность расположения элементов задания;

Ÿ  одинаковость инструкции для всех испытуемых;

Ÿ  адекватность инструкции форме и содержанию задания.

На различных этапах урока я применяю тестовые задания, имеющие разное целевое назначение. Это и этап актуализации прежних знаний, где главной целью теста-тренажера, является подготовка учащихся к продуктивной работе на уроке, восстановление опорных знаний, а также формирование прочных навыков вычислительной культуры, развитие внимания и оперативной памяти учащихся. Применение тестов-тренажеров на этапе систематизации полученных знаний имеет целью формирование прочных навыков.

Главная цель тестов на этапе контроля и самоконтроля – проверка усвоения знаний и умений учащимися. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее,  выявить знание и незнание обучающихся.

В своей работе я применяю тесты-тренажеры, созданные в программе Excel, а также тесты, созданные с помощью программы  KTC Net 2. Эта программа создания тестов  проста  в использовании и позволяет создавать тесты различной формы, а также определить степень сложности задания.

Таким образом, применение тестовой системы на уроках математики является средством повышения эффективности управления учебно-познавательной и самостоятельной деятельностью учащихся, а также позволяет расширить методы диагностики знаний учащихся.

Использование тестовой системы на уроках обеспечивает:

Ÿ  высокий уровень учебных достижений;

Ÿ  развивает память, вариативно- логическое мышление;

Ÿ  умение делать правильный выбор;

Ÿ  снижает уровень тревожности;

Ÿ  помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний;

Ÿ  помогает в подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками:

1) вероятность выбора ответов наугад;

2) невозможно проследить логику ученика, извлечь информацию о его деятельности в процессе выполнения задания.

Поэтому необходимо разработать гибкие технологии тестирования, позволяющие получить информацию не только о правильности выполненных заданий, но и о том, каким путем ученик двигался к полученному результату, какие типичные ошибки он совершал, дающие учителю возможность оказывать управляющие воздействия на ученика непосредственно в процессе тестирования. В итоге каждый ученик должен двигаться по индивидуальной образовательной траектории, сформированной учителем на основе анализа его деятельности. Ведь обучение математике – это искусство, направленное вовсе не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности.

Использование компьютерного тестирования на уроках математики позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. При этом практически неограниченно увеличивается количество тренировочных заданий; достигается оптимальный темп работы ученика; легко достигается уровневая дифференциация обучения; поддерживается интерес у ребенка, его активность на протяжении всего урока.

 

Литература

1.     Аванесов В.С. Основы педагогической теории измерений // Педагогические Измерения, 1, 2004г.

2.     Аванесов А. Композиция заданий в тестовой форме testolog@mail.ru [Электронный ресурс]

3.     Аванесов А. Системы заданий в тестовой форме testolog@mail.ru [Электронный ресурс]

4.     Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием  компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. М.: Изд-во МПСИ, – 2008.

Чеберяк И. Н. Тестовые задания – теоретические основы и методические советы. http://festival.1september.ru [Электронный ресурс]

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 849
Яндекс.Метрика