Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Базникина Ирина Анатольевна, учитель начальной школы,

 Гаврилова Елена Вениаминовна, учитель начальной школы,

Капустян Марина Борисовна, учитель начальной школы,

 Ткаченко Светлана Владимировна, учитель начальной школы,

МБОУ «СОШ №16», г.Усолье-Сибирское

 

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках в начальной школе помогает обучающимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

 Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

 Применение ИКТ формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования.

Согласно Федеральному государственному общеобразовательному стандарту, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обучение в современной школе проводится с применением информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня,  учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ПК, аудио-, видео-, кино-).

Перед учителями стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более инновационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося.

Мультимедийные продукты и услуги интернета предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения:

·        одновременное использование нескольких каналов восприятия обучающихся в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

·        возможность имитации сложных реальных ситуаций и экспериментов;

·        визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;

·        возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией учащегося.

Фактически мы имеем дело с принципом наглядности в обучении, который разработан давно, но требует дальнейшего научного развития в новых условиях применения ИКТ в образовании.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под  руководством  учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение.

 Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаются  творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация.

 Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.

 В содержание уроков литературного чтения включаются  аудио средства, предлагаются  записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

 Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки-викторины по сказкам.

Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.

Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

классификация

параметры

1.     

По решаемым педагогическим задачам:

 

- средства, обеспечивающие  базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

- средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

- вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

- комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2.     

По функциям в организации образовательного процесса:

 

- информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

- интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

- поисковые (каталоги, поисковые системы).

3.     

По типу информации:

 

- электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);

- электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);

- электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

- электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио-видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

- электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией  (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники,      энциклопедии, словари, периодические издания).

4.     

По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

урочные;

внеурочные

 

 

- технология асинхронного режима связи – «offline» (оперативная электронная переписка, телеконференция, заказ и рассылка необходимого материала из электронных банков информации);

- технология синхронного режима связи – «online» (форум, чат, поиск информации в Интернет; установка собственных ресурсов в Глобальной сети).

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется  особое внимание здоровью детей. Обязательно включаются  физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

 Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером, предлагаются  самостоятельные творческие задания, которые могут выражаться:

ü в составлении кроссворда, ребуса по теме,

ü в изготовлении учебного пособия;

ü в подготовке различных творческих сообщений;

ü в изготовлении презентаций и др.

Интерактивность подразумевает процесс предоставления информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: обучающиеся могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1–4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку "путешествовать” по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку "путешествовать” по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку "путешествовать” по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Идея интерактивного обучения подразумевает обоюдную ответственность за качество обучения, как преподавателя, так и обучающихся. В достижении этой цели  важным является поддержка собственного процесса обучения и усвоения знаний, чтобы иметь возможность самостоятельно развивать для себя эффективные стратегии обучения.

 

Литература

1.     Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. Москва 2009г.

2.     Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» № 4 2009г.

3.     Бердникова А.Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании. http://www.ippolitova.info/index. (26.07.2010г.)

4.     Брылова М.Н. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка. Начальная школа. № 11 2009г.

5.     Вачкова С.Н. Использование информационных ресурсов на уроках чтения. «Начальная школа». № 3 2010г.

6.     Волкова Л.А.Применение информационных технологий на уроках развития речи. « Начальная школа плюс До и После». № 1 2009г.

7.     Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». № 9 2009г.

8.     Гусева А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе. http ://www.academy.it.ru (26.07.2010г.)

9.     Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2 2009г.

10. Концепция информатизации общего образования.

11. Кондаков А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (Стандарты второго поколения). И: Просвещение, 2009г.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 923
Яндекс.Метрика