Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Багаева Надежда Александровна,

учитель математики МОУ «Ахинская  СОШ»,

с. Ахины

 

В соответствии с ФГОС второго поколения школа должна  готовить выпускников, способных ориентироваться в огромном потоке информации, уметь работать с этой информацией. Сейчас уже невозможно представить себе школу без компьютера. Наряду с другими методами обучения компьютер прочно входит в образовательный процесс. Информационно-коммуникационные технологии являются надёжным средством обучения, с помощью которого учитель превращается в настоящего дирижера. По мановению его руки этапы урока плавно переходят один в другой, а компьютер «вкрапливается» в весь процесс обучения небольшими, но очень важными «порциями». Эти порции должны соответствовать требованиям СанПиН. Именно так я бы хотела представить себе использование ИКТ на уроках вообще и математики в частности.

Применение ИКТ на уроках математики позволяет решить целый комплекс задач:

- повысить учебную мотивацию,

- активизировать познавательный интерес школьников,

- повысить эффективность  образовательного процесса  на всех этапах урока,

- развивать творческий потенциал, творческое мышление, пространственное воображение  обучающихся.

Каким же образом я использую информационные технологии? 

Считаю, что компьютер можно использовать на любом этапе урока. Из своей практики я  бы выделила следующие:

1. Объявление темы урока

В начале урока демонстрируются слайды с названием новой темы.

2. Демонстрация хода урока

В ходе урока я периодически обращаюсь к слайдам,  на которых записаны этапы урока.

3. Изучение новой темы

В процессе объяснения новой темы демонстрирую последовательно кадры, на которых показаны основные моменты, формулы, выводы, которые ребята переписывают в тетрадь. Показ такой презентации производится   на одном компьютере с применением проектора.

 4. Закрепление новой темы

После объяснения новой темы можно продемонстрировать примеры, которые ученики должны выполнить, причем с учетом дифференциации процесса обучения. Также в своей практике я использую видеоуроки, готовые презентации из Интернета, сканирую различные картинки, таблицы из личной методической копилки.

5. Организация самостоятельной работы  обучающихся

При организации самостоятельной работы на уроке с помощью мультимедиа я готовлю дополнительный материал для тех ребят, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. Это экономит моё время: за короткое время можно выполнить большее количество заданий. 

6. Организация повторения изученного материала

При организации повторения я использую видеоуроки, которые также интересны ученикам как учебные пособия. Это привносит новизну в уроки, и обучающиеся с интересом включаются в работу.

7. Контроль знаний

При контроле знаний целесообразно использовать модную сейчас систему тестов, которая прочно вошла в современный процесс обучения вместе с ЕГЭ.

8. Выполнение домашних  самостоятельных и творческих заданий

С помощью программного обеспечения разрабатываю карточки с заданиями, тесты, алгоритмы решения задач, опорные конспекты, схемы, таблицы, иллюстрации. Этому способствуют различные курсы повышения квалификации, очные и дистанционные. Информационные технологии дают новые возможности для дифференциации обучения. Например, при тестировании в режиме on-line, работая  в индивидуальном режиме, ученик может неоднократно возвращаться к пройденному, выполнять упражнения в своем режиме, получая консультации учителя или более сильного ученика. Неоценима роль компьютера при демонстрации разноуровневых заданий.

Итак, каковы же сильные стороны использования ИКТ на уроках математики?

Из опыта своей работы я могу сделать определенные выводы.

1. Компьютер позволяет сделать учебный материал наглядным и убедительным.

2. Облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью наглядных примеров.

3.  Компьютер значительно облегчает работу учителя по демонстрации  схем, таблиц, рисунков.

4.  Компьютер можно использовать на любом этапе урока.

5.  Использование анимации активизирует внимание.

6.  Компьютер позволяет использовать видеоуроки.

7. Имеется возможность быстро вернуться к тому фрагменту, который необходим в данный момент времени с целью повторить, закрепить изученный материал.

8. Применение ИКТ  помогает при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Одним из наиболее эффективных методов подготовки к ЕГЭ является метод решения тестовых заданий. Практическое применение тестовых технологий при подготовке к ЕГЭ показало, что учащиеся, знакомые с приемами работы над тестами, по своему уровню подготовки превосходят школьников, готовившихся по обычным учебникам и задачникам, которые, конечно, исключать нельзя. Учащиеся, заинтересованные в сдаче ЕГЭ,  уже в 10 классе приобретают диски с тестами, выполняют задания тестов, тренируют себя.

Использование на уроках мультимедиа реализует следующие принципы:

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Принцип  природосообразности.  Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности.  Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип  научности.  Преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Принцип доступности.  Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Принцип системности. Использование уроков - презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности. Как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Практикую проведение таких уроков, как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.

В завершение своей статьи об использовании ИКТ на уроках математики  мне бы хотелось сказать о проблемах, которые испытываем мы, сельские учителя. Конечно, все понимают важность использования информационных технологий в образовательном процессе. Электронная связь с родителями, электронный дневник, электронный журнал, электронная почта. Все это, безусловно, необходимо вводить в каждой школе.

К сожалению, в деревне нет такой возможности, так как у большинства детей не то, что Интернета, компьютера нет. И становится невозможным один из необходимых способов обучения – дистанционный, когда учитель имеет возможность работать, как с одаренными, так и детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с теми, кто пропустил занятия по болезни. Накопленный мною опыт, частично отраженный в данной статье, показывает, что применение информационных технологий на уроках математики расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатике, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения. Я думаю, что применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в какой-то степени способствуют решению этой  проблемы.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 930
Яндекс.Метрика