Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

Формирование информационной компетенции

учащихся на уроках информатики

 

Асламова Наталья Сергеевна,

учитель информатики МКОУ ЦО «Возрождение»,

р.п. Куйтун Иркутской области

 

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. С целью обновления содержания образования и введены  новые стандарты в образовании (ФГОС). Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых, на наш взгляд, можно считать информационную компетенцию. Поэтому одна из задач моей педагогической деятельности – формирование информационной компетенции  учащихся.

Компетентность новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Информационные компетенции – это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Никто не сомневается в том, что уроки информатики призваны влиять на развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:

      Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат).

      Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации; технические навыки сохранения, удаления, копирования информации; преобразование информации.

      Владение навыками работы с различными носителями информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы).

      Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности.

      Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения учебных задач по другим предметам.

Рассмотрим, как можно организовать выше перечисленные виды деятельности в рамках предмета информатики в направлении развития информационной компетенции.

Знакомство с компьютером.

В 5 классе при изучении темы «Как устроен компьютер» демонстрируются основные устройства компьютера и носители информации. В 8 классе при изучении темы «Устройства компьютера» простая демонстрация устройств заменяется исследованием системного блока (его разбор, сбор, подключение периферийных устройств).

В 9 классе учащиеся вплотную знакомятся с установкой ПО и в дальнейшем оказывают помощь в установке прикладного программного обеспечения, отмечая этапы установки. Следует отметить, что »80% учащихся школы имеют персональные компьютеры, поэтому у многих учащихся 9 классов отсутствует «боязнь» компьютера, ребята (в основном юноши) самостоятельно могут подключить/отключить периферийные устройства, установить программы. Навыки работы с периферийными устройствами (сканер, фото- видео аппарат) учащиеся получают и во внеурочной деятельности: при прохождении элективных курсов, при подготовке к различным конкурсам.

В 10-11 классах учащиеся самостоятельно (иногда обращаясь за консультацией к учителю, ресурсам Интернета) изучают внутренние устройства системного блока (процессор, видеокарта, оперативная память, материнская плата и др.), их параметры, способы подключения.

Владение способами работы с информацией.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Начиная со 2 класса, на уроках информатики наряду с другими предметами формируется логическое мышление  учащихся через решение различных логических задач. Развитое логическое мышление – это возможность более точно, конкретно выражать свои мысли, быстрее и правильнее анализировать информацию. Для 5-6 классов  разработан элективный курс  «Решение занимательных задач по информатике».

Выполнение творческих, конкурсных заданий, активное включение учащихся в проектную деятельность, способствует положительной мотивации учащихся к  самостоятельной работе и использованию различных источников информации, отбору и систематизации нужных сведений. Творческие домашние задания позволяют формировать навыки работы с различными накопителями информации, техническое сохранение или удаление, перемещение информации.

Практически все выпускники ЦО «Возрождение» (»96%) владеют основными навыками работы в прикладных программах. Высокомотивированные к обучению учащиеся самостоятельно при подготовке к конкурсам, а также выполняя проекты, знакомятся с программами, непредусмотренными учебной программой.

Владение навыками работы с различными носителями информации.

В 10-11 классах роль учителя перестает быть ведущей, учащиеся, используя свой опыт и различные источники информации, готовы самостоятельно получать новые знания, и закреплять имеющиеся. Учителю достаточно поставить основную цель и по необходимости корректировать деятельность учащихся.

Использование в образовательном процессе традиционных источников информации (книги, журналы, газеты и др.) должно непременно сочетаться с активным привлечением электронных ресурсов с целью развития информационных компетенций учащихся в сфере поиска и переработки информации. Для продуктивной деятельности учащихся в методической копилке учителя имеются  инструкционные карты, электронные руководства, мультимедийный справочник «Кирилл и Мефодий», учебники различных авторов, электронные демонстрационные материалы. Учащиеся имеют доступ к Интернету, причем они используют не только школьный, но и личный (мобильные телефоны)

Критическое отношение к получаемой информации.

Для формирования у учащихся  критического мышления использую следующие приемы:

«Пометки на полях» или «ИНСЕРТ», принцип которого заключается в следующем. Работая с текстовым материалом (на уроке или выполняя домашнее задание, подготавливая выступление, реферат), учащиеся значками определяют значимость данного текста: + знаю, V новое, – думал иначе, ? есть вопросы. Чтобы не наносить вред учебнику, можно сбоку прикладывать полоски и делать отметки на них. Опрос начинается с того, что ребята знают и т.д.

Синквейны. Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

Перевёрнутые логические цепи. Смысл приема – связать  элементы информации в нужной последовательности. Например, расположить в правильной последовательности этапы загрузки операционной системы (этапы представлены на карточках в произвольном порядке). Решить задачу, составив блок-схему из предложенных блоков.

«Мозговой штурм». Данный прием использую либо в начале для актуализации знаний, либо в качестве подведения итогов урока.

Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии.

В связи с внедрением практически во все сферы деятельности человека глобальной сети Интернет, имеющей уникальные технологические возможности для развития системы образования и культуры, значительно возросла роль информации. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования.

Используя поисковые системы, учащимся стало проще выполнять домашнее задание, готовить выступления, рефераты по различным предметам. При этом формируются навыки формулирования корректного запроса, отбора, оценки, систематизации полученной информации.

Посредством телекоммуникационных технологий, учащиеся общаются между собой, с учителями. Для формирования навыков работы с электронной почтой некоторые задания учащиеся получают на свой электронный почтовый ящик, причем результаты деятельности они должны представить аналогичным способом.

С недавнего времени организована работа школьного сайта, в ЦО создана творческая группа учеников, которая курирует работу сайта, наполняет его содержанием.

Для оценки всех видов деятельности существуют традиционные привычные формы – КИМ, в том числе итоговая аттестация ЕГЭ, олимпиады, конкурсы. Учащиеся ЦО «Возрождение» активно участвуют в конкурсах по решению логических задач («Инфознайка», «КИТ»), участвуют в региональных и муниципальных творческих конкурсах, зачастую занимая призовые места. Используя ресурсы Интернет, мультимедийные справочники и тренажеры, выполняют домашние задания по различным предметам, выполняют проекты и успешно защищают их на школьных и муниципальных НПК, качественно готовятся к сдаче ЕГЭ.

Работу в данном направлении, не смотря на высокие результаты, считаю незавершенной. Необходимо ввести объективную систему оценивания уровня информационной компетентности учащихся, а также искать новые приемы и методы  работы с учащимися, т.к. в быстро развивающемся мире то, что сегодня ново для старшеклассника, завтра станет общеизвестным фактом для пятиклассника.

 

Литература

1.       Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет-журнал "Эйдос".

2.       Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования / Горохова Ирина Фёдоровна. [Электронный ресурс] : Сайт Фестиваль педагогических идей. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/505471/, свободный. — Загл. с экрана.

3.       Методические приёмы развития критического мышления на уроках информатики в 6 классе. [Электронный ресурс].

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 1034
Яндекс.Метрика