Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

 (Проект «Иркутск моими глазами»)

 

Алимова Оксана Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3»,

Преображенская Людмила Юрьевна,

учитель информатики МБОУ «СОШ№34»,

г. Иркутск

 

Ценнейшее в жизни качество –

Вечно юное любопытство, не утолённое годами

и возрождающееся каждое утро

Р. Роллан

 

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

Получение знаний – теоретических по сути и энциклопедических по широте – долгое время считалось главной целью образования. Теперь получение знаний рассматривается скорее как средство для решения задач, связанных с развитием личности, ее социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры и пр. Иными словами, ориентация на знания, присущая отечественной школе, сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию. Одной из инновационных образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов, который имеет место в новом ФГОСе.

Главным в новом стандарте является личностный результат обучения, воспитания ребенка. Одна из приоритетных задач – сформировать у младшего школьника способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Очень важно, что в новом стандарте меняется оценка качества образования. Кроме того, новый ФГОС предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Предусматривается качественно новое ресурсное обеспечение исполнения ФГОСа.

В последнее десятилетие, в связи с широким применением информационных технологий (ИКТ), проектная деятельность стала более насыщенной и эффективной. Это связано со следующими моментами:

− переместился акцент с внеурочной и факультативной проектной деятельности в классно-урочную;

− количество учителей, имеющих представление о возможностях компьютера в обучении, резко увеличилось, что оказалось благоприятным для активного внедрения проектной методики и информационных технологий в образовательный процесс.

Термин «проект» нами понимается как целенаправленное управляемое изменение, фиксированное  во  времени.

Под термином  «учебный проект»  нами понимается специально организованный  учителем и самостоятельно выполняемый  учащимися  комплекс  действий  по решению проблемы,  завершающихся созданием  продукта, состоящего  из объекта труда, изготовленного  в процессе проектирования, и представление  этого   продукта  в  рамках  устной  или  письменной  презентации.

Применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов. В процессе использования информационных технологий (то есть системы приемов деятельности с привлечением всех возможностей компьютера) в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам) как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. А значит, полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.

Проектная деятельность с использованием средств ИКТ – это педагогическая технология, создающая условия для формирования у школьников интеграции уже имеющихся знаний с самостоятельно добытыми, умения решить жизненные проблемы и создавать новый, практически значимый интеллектуальный продукт.

Данный метод формирует активную жизненную позицию учащихся, общеучебные умения и навыки (исследовательские, ориентировочные, рефлексивные, самооценочные, исполнительские), обогащает опыт их применения в практической деятельности, развивает познавательный интерес школьника как ведущий мотив учебной деятельности. Приоритет использования проектной деятельности учащихся с применением ИКТ позволяет перенести акцент с информированности школьника на владение им ключевыми и предметными компетентностями, умениями разрешать жизненные проблемы.

В нашей школе в 2011-2012 учебном году учениками 7 класса разработан большой проект «Иркутск  моими глазами». Главная идея этого проекта вытекает из убеждения, что мы, иркутяне, в каждодневной суете не замечаем свой город. В одной из прогулок по осенней улице родного микрорайона ученикам было предложено разработать маршруты путешествий по городу для одноклассников, родителей, гостей Иркутска. В результате появились пять основных (очных) маршрутов и три видеоэкскурсии. В ходе работы над  проектами  педагогом были соблюдены основные принципы (по И.А. Матвеевой):

1.    добровольность исследовательской работы;

2.    увлеченность темой, проблемой исследования;

3.    выполнимость и реальность проекта;

4.    максимальное раскрытие позиции ребенка как исследователя;

5.    доступность проектной деятельности;

6.    учет необходимых средств и материалов;

7.    технологичность процесса.

Спектр использования возможностей ИКТ в ходе работы над проектом достаточно широк. Однако, работая с учениками, необходимо помнить заповедь «Не навреди!».

Перед началом работы педагог поставил задачи по достижению результатов:

Личностные: продолжить формировать ответственность за принимаемые решения, личное отношение к работе, заинтересованность в важности готового продукта, самоопределение. (Зачем мне нужно это сделать? Важна ли моя работа для моего города?)

Коммуникативные: умения создавать и управлять работой группы, эффективное поведение в роли лидера или члена команды; участие в обсуждении направления и ценности маршрута, оценка альтернативных версий; умение презентовать полученный продукт; «проба пера» - составление текста для экскурсовода.

         Познавательные: формулировка целей (например: каким будет маршрут: познавательным или прогулочным?); определение важной и второстепенной информации для данного проекта; подбор стихотворений, музыкальных композиций, сопровождающих маршрут; выбор наиболее эффективных способов передвижения по городу от объекта к объекту; поиск и выделение необходимой информации.

         Регулятивные (очень эффективны в режиме выполнения проекта): постановка задач на каждый этап работы; составление плана работы и последовательности действий, прогнозирование (очень много предварительных поездок по городу; чтобы не тратить время впустую, дети понимают, что важно сделать правильный прогноз об эффективности маршрута); внесение дополнительных корректив в план (первоначально задумали только два маршрута, но путешествуя по городу, ребята стали внимательнее к красоте и уникальности Иркутска, и посыпались идеи о новых маршрутах); очень важны элементы волевой саморегуляции: часто интерес к работе сменяется безразличием, и очень развивать в ребятах способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.

Отмечу, что многие ученики очень быстро втянулись в работу над созданием проектов с использованием ИКТ, некоторые с большим трудом, но интерес не пропадает ни у кого,   т. к. работа персональная, каждый ученик видит свой результат. Школьники  самостоятельно подбирали  иллюстрации исторических памятных мест города к своей работе,  пользуясь графическим редактором, находили  дополнительный материал в виртуальных библиотеках,  самостоятельно печатали  находки в текстовом редакторе, сохраняли полученную информацию.

Когда материал по выбранной теме  полностью собран,  в индивидуальном порядке идет редактирование всего наработанного.

Лучшие проекты, по мнению самих учеников, распечатываются, другие остаются сохраненными в компьютере в собственно созданной папке.

Метод проектов – одна из базовых технологий для формирования у учащихся ключевых компетентностей. В современной России с расширением сферы применения информационных технологий этот метод становится наиболее популярным.

ФГОС: «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ»[1].

Таким образом, учебные проекты   являются одно из составляющих  системы  внутришкольного  мониторинга  образовательных достижений. Также  учебные проекты являются итоговой оценкой достижения метапредметные  результатов.

Проектная деятельность с использованием ИКТ дает возможность формировать активную учебно-познавательную деятельность учащихся в условиях увеличивающейся информатизации общества.

Новизна опыта заключается в применении метода проектов в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения; расширении зоны ближайшего и актуального развития в процессе самостоятельного исследования проблемы; в выходе проектов учащихся за рамки учебной деятельности и их применении в образовательной деятельности другими участниками педагогического процесса.

 

Литература

1.     Фундаментальное ядро содержания общего образования/Рос.акад.наук, Рос.акад.образования; под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 4-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2011

2.     Матвеева И.А. Реализация компетентностного подход посредством технологии метода проектов http://festival.1september.ru/articles/418499/

3.     http://svetikmbutovo79.blogspot.com/2012/02/blog-post_14.html

4.     http://sites.google.com /site/iktobrazovanie09/opredelenie-i-vidy-ikt

 

[1] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010.

 

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 921
Яндекс.Метрика