Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференции » РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА

НА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Аюпова Светлана Дмитриевна,

учитель биологии МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.»,

г. Усть-Илимск

 

Благодаря хорошей материально-технической базе школы в отношении информатизации образовательного процесса на период поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в основной школе мной накоплен значительный опыт использования ИКТ в предметном обучении [1].

Переход на ФГОС нового поколения привёл к потребности осмысления и систематизации имеющегося опыта, как с позиции материально-технических возможностей, так и в аспекте предметного обучения.

Если рассматривать информационно-коммуникационные технологии как совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения и распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей (Сайт Института развития информационного общества), то урок с применением ИКТ (мультимедийный урок) – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения ИКТ.  В условиях реализации ФГОС нового поколения при использовании ИКТ необходимо добиваться того,  чтобы  мультимедийный урок не только расширял возможности классического урока, но и создавал  новое  качество обучения, обеспечивающее деятельностный тип взаимодействия участников образовательного процесса. Эффективность использования ИКТ зависит от мастерства учителя, его готовности к практическому использованию мультимедиа в процессе преподавания.

В практике предметного обучения преобладают три основных способа (или подхода) использования ИКТ.

Первый способ – иллюстративный. Прежде всего, это демонстрация информации через проектор в виде презентации, созданной в программе PowerPoint, а также показ DVD фильмов. Презентация позволяет сделать урок более информативным, динамичным, повысить мотивацию учения учащихся через использование большого спектра наглядности. Для того чтобы методы и приёмы, используемые при подаче учебного материала в форме презентаций, обеспечивали реализацию задач по достижению запланированных результатов при их создании следует придерживаться определённых подходов и рекомендаций специалистов. Большое значение имеет грамотный дизайн презентации с точки зрения привития ребенку эстетического вкуса.  В то же самое время, каждый вправе иметь свое видение и искать свои подходы в работе по созданию презентации.

Второй способ – схематичный, при котором  более или менее полно используются возможности программного обеспечения, как правило, Power Point, а также интерактивной доски. В основу обучения положено конструирование структурно-логических схем,  опорных конспектов. Использование мультимедиа расширяет возможности построения таких схем, они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами.

Третий способ – интерактивный. Сочетая в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов, он обеспечивает включённость обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность с использованием широкого спектра программного обеспечения реализации ИКТ. При любой форме организации деятельности учащихся (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) материал дается в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию и т.п.

Опыт показывает, что максимальная эффективность мультимедийного урока достигается при соблюдении следующих условий: визуальный материал должен быть очень ярким, образным; материал должен быть неоднозначным и пригодным для анализа; представление двух и более подходов или точек зрения;  использование «личностных» материалов, индивидуально окрашенных, эмоциональных; сочетание различных видов материалов ─ фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы и т.п.; материал должен быть структурирован, должна быть внутренняя логика его построения, своеобразный стержень, на который он нанизывается; материал должен быть методически обработан: поставлена проблема, ключевые вопросы и т.п.; максимально широкое использование различных методических приемов, неожиданных и нестандартных заданий. Но главным остаётся  правило: как можно больше возможностей для работы обучающихся.

Компьютер как средство реализации ИКТ в зависимости от образовательных и развивающих задач, выбранного подхода для их реализации, методов и приёмов активизации учебно-познавательной деятельности школьников, формы её организации может быть использован в разных режимах.

 

 

При реализации ФГОС нового поколения наиболее эффективным в достижении запланированных результатов будет интерактивный подход, так как он более полно позволяет использовать технические возможности ИКТ при любом режиме работы с компьютером на уроке.  Он позволит достичь метапредметного результата, заложенного в основной образовательной программе основного общего образования, не только по  формированию и развитию у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, но и в других аспектах.

В тоже время применение такого подхода требует высокого уровня ИКТ-компетентности самого учителя, наличие у педагога возможности и способности к постоянному повышению квалификации в данном направлении деятельности, в т.ч. через самообразование с использованием дистанционных форм методической работы.

 

Литература

1.  Аюпова С.Д. Информационно-коммуникационные технологии в обучении биологии // Кто есть кто в электронном обучении Иркутской области. Электронный сборник статей [Электронный ресурс] / Восточно-сибирская гос. академия образования. – [Иркутск], 2010. – Режим доступа: http://igpu.ru/upload/who-is-who-sbornik-2009.pdf. – Загл. с экрана; Интернет – уроки в обучении биологии http://konf.uiuniver.ru/konferenciya-1/biologiya-himiya-geografiya-ekologiya/internet-uroki-v-obuchenii-biologii.

Категория: РНПК "ИКТ в педагогической деятельности" 2013 г. | Добавил: irina-shir (22.04.2013)
Просмотров: 1257
Яндекс.Метрика