Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Разное » Это интересно!

Источник: часть 1, часть 2 (Блог "Пестрый глобус педагогики" Ольги Ефстифеевой)

Коллективный способ обучения – учим по-новому, применяя хорошо забытое старое

Всем известно, какими разными приходят дети в первый класс. О подготовке к школе одних уже хорошо позаботились родители и воспитатели детского сада, другим такого счастья не выпало… Один уже довольно бегло читает, умеет писать и считает «аж до 100!», а другому еще только предстоит эта долгая дорога в дюнах букв, звуков, слогов и цифр. Рано или поздно в некоторых случаях этот разрыв сокращается, но чаще всего происходит обратное. Тот, кто пришел в школу неподготовленным, с трудом выкарабкивается из своего неумения… если еще и выкарабкивается. А так хочется избежать ситуации, когда за одним прочно закрепляется ярлык «слабого», ситуации, которая становится стрессом для таких детей (вспомним Джорджа… и не его одного), ситуации, когда «быстрым» и «сильным» приходится притормаживать и скучать в ожидании, когда их догонят «средние»…

Ищем способ… и находим его (как и всегда) в хорошо забытом старом – коллективном способе обучения. Он нам подходит по всем параметрам: во-первых, индивидуализированный образовательный процесс должен создавать условия для саморазвития и самовыражения (а не сдерживания его); во-вторых, он предполагает наличие хорошо развитых навыков самостоятельности в обучении, и использование различных способов проработки учебного материала; в-третьих, он позволяет ученику осваивать учебную программу в своем индивидуальном темпе и объеме (кто-то осваивает минимум, стандарт, а «сильным и быстрым» он предоставляется возможность существенно его – стандарт –  расширить). С нашей точки зрения, именно коллективный способ обучения может обеспечить эти условия.

Созываем педсовет, принимаем соответствующие решения, организуем курсы для педагогов школы, учимся …. Организуем занятия в парах сменного состава, применяем разные техники парного обучения и все равно через некоторое время сталкиваемся с проблемой разного темпа учеников со всеми вытекающими…. Снова обращаемся к литературе и выходим на применение манской технологии КСО. Это технология, в которой мы видим большие возможности, и которая основана на здравом смысле и подходе к обучению. Познакомиться с ее подробным описанием можно в книге В.К.Дьяченко «Современная дидактика», а пока заглянем в класс…

Начальное звено. Часть времени учитель затрачивает на объяснение нового, как правило того, с чем сложно детям справиться самим. Затем ученики работают в парах и индивидуально. Большой маршрутный лист висит в классе на стене. Ученики отмечают в нем свое продвижение в ходе изучения темы, блока. Малыши это делают с явным удовольствием, расставляя на «маршруте» свои индивидуальные (ими придуманные) значки, символизирующие качественное выполнение заданий, усвоение определенных знаний. Такое «предъявление общественности» своих успехов хороший стимулирующий фактор для многих, это дисциплинирует детей, поддерживает их работоспособность и хороший темп.

В старших классах  маршрутный лист либо создается учителем, распечатывается и раздается ученикам, либо обсуждается и вырабатывается вместе с ними и заносится в тетрадь.


Теперь о том, как мы это делали.

Для учащихся средней ступени школы учителями осуществляется дифференциация содержания учебного материала в соответствии с уровнями  обучения (один из компонентов индивидуализированного образовательного процесса). О подходах к определению уровней обучения ссылка на литературу в Океане педагогической мысли. 
Поясню кратко эти уровни, в нашем случае мы выделяли следующие*:
- минимальный – уровень восприятия, осмысливания, запоминания; репродуктивный уровень;
- общий – уровень применения знаний, умение пользоваться знаниями в сходной обстановке, по образцу; продуктивный уровень;
- продвинутый – применение знаний в нестандартной обстановке, самостоятельная оценка явлений, фактов, событий, творческий подход.
Учебный материал по предмету разбивается учителем на блоки, составляется план либо «маршрутный лист» изучения блока, который учитывает различные уровни его усвоения  учениками, предлагает набор заданий для различных уровней и сроки их выполнения (Приложение1, 2, 3). Либо такой план составляется для конкретного ученика.
Работая над темой по такому плану, ученик:
- четко представляет обязательный для усвоения минимум,
- может осуществить выбор заданий в соответствии со своими предпочтениями на общем и продвинутом уровне,
- знает, что необходимо предъявить для контроля на каждом уровне,
- получает возможность изучения материала в доступном и удобном для него темпе;
- на общем и продвинутом уровне получает возможность применения приемлемых для него способов проработки материала и способов контроля.
Как правило, выполнение заданий общего и продвинутого уровней требует привлечения дополнительных источников,  применения различных способов обработки информации и приобретения знаний, дополнительных консультаций учителя, тем самым ученик расширяет для себя содержание образования, ограниченное рамками учебника и школьной программы.
Как строится работа по маршрутному листу?
Приступая к изучению новой темы, учитель предъявляет классу основы данного материала, делая разъяснения там, где это необходимо (в случае, если весь класс приступает к изучению темы одновременно). Ребята получают план/маршрутный лист, пояснения к работе с ним, требованиям к усвоению материала, формам контроля. Формы работы с заданиями по данной теме дети выбирают сами: они могут работать индивидуально, в паре, в группе (если в «маршрутке» заранее не заданы конкретные формы работы).  В ходе работы над темой ученик может получить необходимую консультацию впереди идущего (уже это изучившего) товарища или учителя. Выполненные задания предъявляются для контроля впереди идущему ученику (успешно освоившему данную тему) или учителю. По мере изучения блока сдается зачет.
Как правило, одна и та же тема изучается учащимися в разном темпе. Нет необходимости ученику, завершившему изучение темы, ждать остальных. Он приступает к новой теме, получает новый маршрутный лист. Вскоре в классе наблюдается довольно большой разрыв в изучаемых темах, и тогда каждая новая тема объясняется учителем (либо другим учеником) ученику (или группе) индивидуально. Темы, которые, по мнению учителя и при учете способностей учащихся, могут быть изучены самими детьми, предоставляются для самостоятельного изучения. Темы, требующие большого внимания прорабатываются совместно (для отставших – опережающее знакомство) с объяснениями учителя. Такой способ работы основан на демократической системе обучения по способностям Дьяченко В.К. На наш взгляд, он отвечает требованиям индивидуализированного образовательного процесса и обеспечивает
ученику:
- вариативный характер содержания образования
- возможность проявления избирательности к изучаемому материалу и способам его изучения
- возможность обучения в темпе и на уровне, обусловленном индивидуальными особенностями учащихся, самореализации в учебной деятельности
учителю:
- возможность работать со всем классом и с каждым учащимся в отдельности;
- возможность расширения содержания образования (за счет дифференциации по уровням и применения различных активных методов обучения) без увеличения времени на изучаемый предмет;
- возможность увеличить время для индивидуальной работы с каждым учащимся.
И учитель и учащийся имеют лист контроля,  отражающий наименование изучаемой темы (блока), сроки контроля, дополнительные комментарии учителя. В начальных классах маршрутный лист и лист контроля выглядит так (скачать)
Если у вас есть опыт работы по маршрутным листам, поделитесь?

* Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2001.

 



Источник: http://pedagogland.ru/about
Категория: Это интересно! | Добавил: irina-shir (04.08.2013)
Просмотров: 1592 | Теги: это интересно
Яндекс.Метрика