Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методическая копилка » Начальная школа [ Добавить материал ]

Интегрированный урок "Путешествие Перемещайки в страну состава слова"
[ Скачать с сервера (1.34Mb) ] 24.12.2013, 09:16
1. Мотивация учащихся Постановка темы и целей урока

Сегодня у нас необычный урок. А хотите узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Попробуйте выполнить алгоритм и узнать имя героя, который будет с нами на уроке.
(Учащиеся выполняют алгоритм. Составляют слово Перемещайка ).
- Как вы думаете, как это слово связано с темой сегодняшнего урока.
- Кто такой Перемещайка? (Он исполнитель алгоритмов) (Слайд 3)
- Каких исполнителей алгоритмов вы еще знаете?
- Мы сегодня продолжаем изучать алгоритмы, а поможет нам в этом Энтик и Перемещайка
А кто догадался, почему именно на такие части было разбито слово? (Слово разобрано по составу)
Перемещайка не знает что такое состав слова. Составьте алгоритм разбора слова по составу.
Разберем слово Перемещайка по составу.
- Докажите правильность определения корня - подберите родственные слова к этому слову: место, местность, местечко, местный, переместить
- С какой орфограммой мы встретились в корне слова? (чередование согласных звуков в корне слова)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? ( Слайд 4)
тема нашего сегодняшнего урока «Путешествие Перемещайки в страну состава слова», а поможет нам в этом еще один исполнитель алгоритмов. Угадайте кто он. Он умеет ходить по клеткам, знает команды «Иди 1», «Иди 2», но не умеет ходить вверх, вниз. Кто это? (Это Энтик.)
2. Актуализация опорных знаний
Слайд 4) Посмотрите на карту путешествий. Мы будем ходить по карте с Энтиком выполнять задания, собирать буквы. Первая остановка находится по адресу: (1,2) Как Энтику попасть в эту точку? ( Дети составляют алгоритм для Энтика. Начало, иди 1, конец. На экране первое задание)
3. Работа по теме урока
Первая остановка называется « Конкурс Перемещайки» (Слайд 6)
- Передвигая буквы, составьте как можно больше слов. Слова запишите столбиком в тетрадь. (Самостоятельная работа с коллективной проверкой.)
Молодцы! А теперь подберите к каждому слову родственное. Напомните, чем форма слова отличается от родственных слов?
- Тогда что же такое окончание (изменяемая часть слова), какую роль оно выполняет? (для связи слов в предложении)
- Какая особенность окончания при разборе слова по составу? ( не входит в основу)
- А что такое основа? (часть слова без окончания)
- Составьте устно родственные слова к слову…. Докажите правильность выбора (Корень.)
: Следующая точка по адресу (2,3). Как Энтик дойдет до этой точки? (Дети составляют алгоритм. Начало, иди 1, вправо, иди1, конец).
Вторая остановка «Найди лишнее» (Слайд 7)
Прочитайте внимательно слова, подумайте, что может объединять слова каждой строки?
- Выпишите слова, исключив лишнее. Докажите правильность выбора.
Перемещайка не понял, как вы определили какое слово является родственным, а какое нет. Составьте алгоритм поиска родственных слов (1. Ищем общую часть – корень, 2.Определяем, что они имеют общий смысл)
А что такое корень? (общая часть всех родственных слов)
Следующая точка по адресу (3,4) Как Энтик дойдет до этой точки? (Дети составляют алгоритм. Начало, иди 1, влево, иди 1, конец)
Третья остановка « Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог» (слайд 8)
Дети работают на листочках в парах. (Приложениие1)
: Внимательно прочитайте слова. Задание вы будете выполнять в паре.
Алгоритм работы: вставьте пропущенные буквы; раскройте скобки и объясните слитное и раздельное написание слов; составьте словосочетания, взяв 1слово из левого столбика, а 2 слово из второго столбика.
- Как вы определяли, слитно или раздельно надо писать слово? Составьте алгоритм вашего рассуждения.
( Задаю вопрос к слову - если это слово действие – пишу слитно т.к. у них нет предлогов - это приставка. Задаю вопрос к слову 2столбика –
это слово – предмет – пишу раздельно т.к. между словом и предлогом можно вставить слово или вопрос)
- Зачитайте словосочетания, которые у вас получились.
- Что же такое приставка? Какую роль она выполняет?
Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.
- Для чего нужны нам предлоги в предложениях?
- Что объединяет слова 1 столбика? ( слова – действия в начальной форме, имеют суффикс -т, который в основу не входит)
- Знание какой орфограммы вам потребовалось, чтобы вставить пропущенные буквы в слова 2 столбика?

ФИЗМИНУТКА и еще раз закрепим, где приставка, где предлог.
( Читаются слова. Если в слове приставка - то дети приседают, если предлог – хлопают в ладоши)

Следующая точка по адресу (4,3) Как Энтик дойдет до этой точки? Составляем алгоритм.
Четвертая остановка « Распределяй-ка» (Слайд 9)
Работа в тетради + коллективная проверка
Распредели данные слова на 2 столбика с учетом схем.
Проверим. ( Щелчок по слову и оно перемещается в нужное место)
Почему слово уголёк вы выписали в 1 столбик, ведь там нет окончания, я его не могу выделить?
- Всё ли слова имеют окончания? Есть ли слова, которые не имеют окончания, даже нулевого? (неизменяемые, слова – действия в начальной форме) Приведите свои примеры.
Какое слово лишнее? Почему? (сложное, состоит из 2корней…с соединительной гласной е)
- Докажите, что оно сложное (можно заменить словосочетанием - пешком ходить)
- Приведите свои примеры сложных слов
- В тетради запишите любых 3 сложных слова и разберите их по составу. (Самостоятельная работа с взаимопроверкой)
Следующая точка по адресу (3,2) Как Энтик дойдет до этой точки? (Дети составляют алгоритм)
Пятая остановка «Составляй-ка» ( Слайды 10, 11, 12)
из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которую я укажу. Записать её. Соединив все части, вы получите слово.
Полет краски печка парта - покраска
Подвезти ходить дом рот - поход
Пошел дарит бочка косички - подарки
о каких частях слова мы сегодня уже вспомнили? А какую забыли? А какую работу он выполняет. Где его место? А какие суффиксы вы знаете? А какой суффикс спрятался в имени Энтик.?
Следующая точка по адресу (4,1). Как Энтик дойдет до этой точки? (Дети составляют алгоритм)
Шестая остановка «Сочиняй-ка»
Групповая работа с текстом. (Приложение №2)
А теперь задание от Энтика. Загляните в конверт.
Прочитайте. Что здесь записано? (предложения) Почему? (выражает законченную мысль)
- Из этих предложения составьте текст. Зачитайте его.
- Как вы думаете, достаточно ли здесь предложений, чтобы получился текст, или чего-то не хватает?
- Перемещайка вам решил помочь. Подойдет ли данное предложение к тексту, которое вы составили? (Слайд 13)
- Вставьте пропущенные буквы. Докажите.
- Куда можно вставить данное предложение? (на начало)
- Прочитайте, что получится с новым предложением.
- У вас получился текст?
- Какова тема текста?
- А основная мысль данного текста?
- Запишите предложение Перемещайки. И найдите его грамматическую основу.
4. Рефлексия деятельности на уроке
Наше путешествие подошло к конку. (На экране слово Умница). Какое слово у нас получилось? А кто такая умница? Подберите родственные слова ( ум, умный, ….) А какие задания нашим умницам были интересны вам? Что вызвало затруднение? Назовите главные слова сегодняшнего урока.
Нашим героям очень понравилось с вами на уроке. А вам понравилось? На память о сегодняшней встрече Перемещайка дарит вам свое портрет. Но там чего-то не хватает. Нарисуйте улыбку соответствующую вашему настроению на уроке. Покажите, у кого Перемещайка получился веселый.
5. Домашнее задание
Задание на карточках разной сложности
1. Подобрать по три слова к схемам
2.Разобрать слова по составу:
Подорожник, гвоздика, муравейник, большой, хлопотливые,бессмертный, поспешить, краснеть
Категория: Начальная школа | Добавил: marina-bob
Просмотров: 1309 | Загрузок: 132
Яндекс.Метрика