Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методическая копилка » Химия [ Добавить материал ]

Колесникова В.Я. Урок по химии в 8 кл. по теме " Металлы"
[ Скачать с сервера (24.0Kb) ] 13.12.2014, 15:56
Тема Металлы. Их строения, свойства и применения
Цели:
• создать условия для усвоения обучающимися знаний о физических свойствах металлов, об особенностях возникновения металлической связи;
• способствовать пониманию зависимости между строением атомов металлов и их физическими свойствами, между физическими свойствами и применением, установлению причино - следственных связей;
• создать условия для формирования ОУУН: самостоятельно работать с учебным текстом, выявлять частное и общее в изученных понятиях, сравнивать, делать выводы, навыков самостоятельной исследовательской работы, способствовать развитию химического мышления и химического языка;
• воспитание коммуникативных навыков, устойчивой мотивации к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета;
• воспитание культуры умственного труда через обучение самоорганизации, самоконтролю, самооценке.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Применяемая технология: элементы технологии проблемного обучения, исследовательской работы.
Организационные формы: фронтальная беседа, парная, групповая,
индивидуальная работа.
Средства обучения: образцы металлов; электрические цепи, стальная, алюминиевая, серебряная ложечки; горячая вода, инструктивные карточки.
Ход урока
I. Организационный этап.
Учитель проводит эмоциональный настрой учащихся на работу.

I. Мотивационный этап.
Создание проблемной ситуации, постановка цели урока учащимися.
Один из учащихся зачитывает наизусть стихотворение:
Металл - это точность,
Металл – прочность,
Скорость, высота,
Блеск и красота!
Не сразу в дом пришел металл,
Не сразу ложкой, вилкой стал,
Не сразу стал он кружкой
И заводской игрушкой.
Был путь металла долог:
Сперва пришел геолог.
Нашел он гору – в ней руда.
И горняки пришли туда.
Ещё работе не конец:
Придут и токарь и кузнец,
Слесарь и штамповщик,
Сварщик, фрезеровщик.
И каждый вложит труд в металл,
Чтобы металл трудиться стал.
Он в проводах несёт нам свет,
Металл – коньки, велосипед,
Метро, трамвай, будильник,
Утюг и холодильник.
1. О каких областях применения металлов идет речь в стихотворении?
Чем объяснить, что ювелирные изделия изготавливают из благородных металлов?
Электрические провода чаще делают из алюминия, меди?
Лезвия коньков, инструменты - из сплавов железа?
Детали самолетов из сплавов алюминия?
Возможный ответ учащихся: Может быть применение металлов связано с их свойствами?
Проблемный вопрос: Какими свойствами обладают металлы? Объяснить, как применение связано со свойствами?
2. О каких свойствах металлов идет речь в стихотворении? (Прочность, блеск, «несет свет».) А почему металлы обладают такими свойствами?
Возможный ответ учащихся: Быть может это связано с особенностью строения атомов, с определенным видом химической связи в металлах?
Проблемный вопрос: В чем особенность взаимодействия атомов металлов между собой, каков вид связи в металлах и как это сказывается на свойствах металлов?
На доске записывается схема установления причино-следственной связи:

Строение атома, химическая связь
Свойства
Применение
III. Активизация субъектного опыта учащихся
Что мы знаем о металлах?
- Что такое металлы?
- Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева;
- В чем особенность строения атомов металлов? (2 учащихся у доски: составить схемы строения атомов Mg, К)
- Как изменяются металлические свойства в периоде и группе?
- Какие виды химической связи вам известны?
(ионная, ковалентная неполярная, ковалентная полярная)
- Написать схемы образования молекул фторида натрия, хлора. (2 учащихся у доски)
-На карточках, имеющихся на ваших партах, вы видите 3 строчки химических формул. Как бы вы сформулировали задание?
а) CuCl2, Al, MgS б) N2, HCl, O2
в) Ca, CO2, Fe г) MgCl2, NH3, H2
(определить вид химической связи, установить, какое вещество лишнее)
Вывод: атомы металлов содержат на внешнем уровне малое число электронов; стремясь его завершить, они легко отдают электроны.


IV. Изучение нового материала
«Как взаимодействуют между собой атомы металлов?»
1. Механизм образования металлической связи.
Изучите текст §12 на стр. 45 – 46. Вставьте пропущенные слова в текст:
Атомы большинства металлов содержат на внешнем энергетическом уровне ___________ электронов. Эти электроны легко ____________, и атомы при этом превращаются в ____________. Оторвавшиеся электроны _______________ от одного ___________ к другому, связывая их в______ ________________ . При присоединении электронов к иону временно образуются __________ , а затем электроны снова отрываются от атома, и он снова превращается в __________ . В куске металла существуют все время то _________ , то _______ . Их так и называют «атом-ионы». Связь в металлах между ___________ посредством ______________________ называется _________________ . Схема образования металлической связи:____________
Составьте схему образования Li, Ca.

По окончании работы учащиеся осуществляют взаимопроверку в парах.
- В чем сходство и в чем отличие металлической связи от ковалентной? (Основана на обобществлении электронов, только при ковалентной связи объединяются электроны соседних атомов, а при металлической электроны принадлежат всем атомам.)
- В чем сходство и в чем отличие металлической связи от ионной? (Происходит образование катионов, только при металлической связи электроны связывают ионы металла за счет электростатического притяжения.)
2. Физические свойства металлов. (Исследовательская работа осуществляется в группах.)

Группа №1. Инструктивная карточка
Рассмотрите выданные вам образцы металлов: цинк, медь и сравните их по свойствам: цвет, прозрачность, блеск, прочность, пластичность.
Почему металлы непрозрачны и блестят?
(Свободные электроны отражают дневной свет, поэтому металлы блестят и не прозрачны.)

Группа № 2. Инструктивная карточка
Рассмотрите выданные вам образцы металлов: алюминий, свинец и сравните их по свойствам: цвет, прозрачность, блеск, прочность, пластичность.
Почему металлы пластичны?
(Благодаря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого.)

Группа №3 Инструктивная карточка
Исследуйте теплопроводность металлов.
В три стакана налейте до половины горячую воду. Одновременно опустите в них алюминиевую, железную (стальную) и серебряную ложечки. Через 20-30 секунд потрогайте ложечки. Что наблюдаете? Какая из ложечек нагрелась быстрее? Сделайте вывод.
Почему металлы проводят тепло? (Благодаря подвижности электронов)

Группа №4 Инструктивная карточка
Исследуйте электропроводность металлов.
Перед вами две электрические цепи с лампочкой. В каждой из них клеммами прижаты разные кусочки металлов: медь, алюминий, цинк. Замкните электрическую цепь ключом. Что наблюдаете? Сделайте вывод.
Расположите металлы: серебро, медь, цинк в порядке уменьшения электропроводности. Какой самый электропроводный металл?
Почему металлы проводят электрический ток? (Благодаря подвижности электронов).
Вывод: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, проводят электрический ток, проводят тепло, пластичны. Свойства металлов обусловлены особенностью химической связи.

3. Применение металлов.
Заслушиваются сообщения учащихся: «Металлы в нашем доме» и «Применение металлов в технике».
Вывод: Области применения металлов весьма разнообразны и основаны на особенностях их свойств.

V. Контроль знаний учащихся (беседа по изученному, учащиеся самостоятельно придумывают и задают вопросы друг другу).
Примерные вопросы:
1. В каком веществе образуется металлическая связь?
1) NH3 2)CO2 3) H2O 4) Fe
2. Радиус атомов металлов ____ радиуса атомов неметаллов.
3. Во всех соединениях ____ металлов имеют ____ заряд.
4. При комнатной температуре Ме находятся в ____ агрегатном состоянии, за исключением ____ .
5. Металлы обладают характерным ________ .
6. Они хорошо проводят ____ и ____.
7. Самый тяжелый металл ____ , самый лёгкий ___.
8. Самый тугоплавкий _____, самый легкоплавкий ________.

VI. Рефлексивно-оценочный этап
Учитель предлагает продолжить предложения:
Сегодня на уроке я:
-научился……
-было интересно……
-было трудно……
-мои ощущения……

VII. Домашнее задание: §12, 13 упр.3

Литература:
1. О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2009г.
2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2010г.
3. Савинкина Е.В., Свердлова Н.Д. Сборник задач и упражнений по химии. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия 8-й класс», Экзамен, М. 2006г.
4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогиче¬ских технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001.
5. Ахметов, М.А. Выбор методов обучения: от теории к практике / М.А.Ахметов // Химия в школе. -2010. - №9. - С.25-28.
6. Габриелян, И.Г. Остроумов Настольная книга учителя химии 8 класс.
Дрофа 2003
7. Л.Ю. Аликберова. Занимательная химия: Книга для учащихся,
учителей и родителей. М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – с.207
8. http://ru.wikipedia.org/.
9.Диск «Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Атомы и молекулы».
Категория: Химия | Добавил: kolesnikova
Просмотров: 738 | Загрузок: 42
Яндекс.Метрика