Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методическая копилка » История и обществознание [ Добавить материал ]

Выдвижение гипотезы
[ Скачать с сервера (41.5Kb) ] 08.02.2013, 22:46
Разработала:
учитель истории и обществознания
МКУ СОШ №12 г.Нижнеудинск
Иркутской области
Рабецкая Екатерина Анатольевна

Тема: Выдвижение гипотез.
Цель: познакомить учащихся с одним из элементов исследования – гипотезой; развивать речь учащихся, исследовательские умения (осуществлять отбор необходимой информации из текста, выдвигать гипотезы); воспитывать мотивацию к занятиям научной работой, интерес к предмету.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия перед учащимися.

Главная задача цивилизации –
Научить человека мыслить.
Т. Эдисон.
Сегодня мы познакомимся со следующим этапом мыслительного процесса – поиском решения проблемы, а именно выясним, что такое гипотеза, познакомимся с некоторыми упражнениями для развития способностей выдвигать гипотезы.
III. Усвоение исходных знаний.
На предыдущем занятии мы учились выявлять проблемы, т.е. определять, что исследовать.
Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Как возможные варианты решения проблемы возникают гипотезы.
Гипотеза (в переводе с греч.– основание, предположение).
Ребята! Какие синонимы можно подобрать к этому слову? Что такое синонимы?
(версия, догадка).
Давайте познакомимся с научным определением этого понятия.
Гипотеза – это предположительное, вероятное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение событий.
Как вы думаете, ребята, могут гипотезы возникнуть на пустом месте?
Гипотезы возникают на основе имеющихся знаний, интуиции. Существуют открытия, которые происходят из подсознания, от озарений. Есть такие открытия, которые появляются из идеи, как бы витавшей в воздухе. Однако справедливо говорил ученый Л. Пастер: «Случай благоприятствует подготовленному уму».
Ценность предположений, даже самых нелепых, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение, в неизведанное невозможно.

Все, кто до середины XIX в. читал гомеровские поэмы, полагали, что, события, там описанные, - выдумка. Только один немецкий мальчик, Генрих Шлиман, родившийся в 1822 г. в семье бедного священника, поверил каждому слову «Илиады». Когда мальчику было всего семь лет, он уже заявил отцу: «Когда я вырасту, то найду Трою». Самое удивительное заключается в том, что детская мечта осуществилась!
В 1870 г. Шлиман начал раскопки холма Гиссарлык на турецком берегу пролива Дарданеллы. По описаниям Гомера Шлиману удалось определить местонахождение Трои.
Любая гипотеза требует проверки.
Способы проверки гипотез обычно делят на 2 большие группы: «теоретические» и «эмпирические». Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (т.е. имеющихся знаний) в рамках которых данная гипотеза выдвинута.
Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.
После проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяются, или отбрасываются, если проверка дает отрицательный результат.
На следующем занятии, мы будем учиться доказывать или опровергать гипотезы.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем, как птицы узнают дорогу на юг?
(Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения: деревья, траву и т.д. и они указывают им направление полета; птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним. А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле)?
Бывают и совершенно иные особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это может быть, например, такая идея: «птицы точно находят дорогу на юг по тому, что они ловят специальные сигналы из космоса».
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова:
Может быть;
Предположим;
Допустим;
Возможно;
Что если…
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
Ветка дерева;
Телефон;
Кукла;
Фрукты,
Гоночный автомобиль;
Книга;
Самовар;
Принтер.
При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
- Как вы думаете, почему цветы имеют такую яркую окраску?
- Найдите возможные причины события, (дети стали больше гулять во дворе)
- Представьте, что люди стали в несколько раз меньше, чем сейчас.

ФИЗМИНУТКА
В учебной литературе чаще всего используются версии при изложении материала по древней истории и по истории средних веков. Предположите, почему?
(отсутствие достоверного материала).
IV. ПРИМЕРЫ ИЗВЕСТНЫХ ГИПОТЕЗ (сообщения учащихся).
V. Первичное закрепление материала под руководством учителя.
(найти факты, гипотезы).
Самостоятельная работа.
Найдены могилы легендарных амазонок?
Сенсационное заявление сделали учёные Института археологии РАН и Археологической лаборатории Кубанского государственного университета – они нашли на Тамани и в Славянском районе захоронения женщин-воинов. В могильниках женские скелеты соседствуют с целым набором оружия, колчанами со стрелами, кинжалом для рукопашной схватки. Амазонки, судя по всему, были непревзойдёнными наездницами. Кости ног одной из захоронённых – четырнадцатилетней девушки – скривлены от постоянной езды верхом. В черепе одного из скелетов прочно засел наконечник стрелы. Ранее в посёлке Юбилейный на Тамани был найден древний барельеф с изображением битвы женщин с воинами-мужчинами.
По мнению специалистов, таманские амазонки принадлежали к племени сарматов (савроматов). Они, возможно, объединялись в особые женские сообщества и жили отдельно от мужчин. Греки называли савроматов «жёноуправляемыми». К мнению женщин прислушивались мужчины, и вместе с ними они шли в бой. Согласно античным источникам, юная сарматка не имела права выйти замуж, пока не убьёт в бою первого противника. Сарматская царица Амага отстранила от власти своего мужа и стала править вместо него. Она расставляла военные гарнизоны, вела войны и одерживала победы.

ВЫДВИНУТЬ ГИПОТЕЗУ Работа в группах.
1. Немецкий математик Питер Дирихле был очень неразговорчив. Когда у него родился сын, он послал своему тестю телеграмму, пожалуй, самую короткую за всю историю телеграфа. Воспроизведите ее текст, если можно так выразиться . («2+1=3)
2. Константин Симонов так образно описал первые указы Павла I
Размер для шляп – вершок с осьмой,
Впредь не носить каких попало,
Впредь вальс в домах не танцевать,
Впредь Машками (под страхом палок)
Не сметь ни коз, ни кошек звать.
При чем здесь имя Машка?
(Мария Федоровна – жена Павла I, поэтому называть ее именем животных категорически запрещалось).
3. В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить подобные названия?
(Эти улицы названы так в честь жен декабристов, которые последовали за своими мужьями в ссылку).

VI. Подведение итога урока.
О каком одном из главных базовых умений исследователя мы говорили сегодня на уроке? (умении выдвигать гипотезы).
В этом процессе исследователю обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления. А какими личными качествами при этом, на ваш взгляд, должен обладать исследователь? (решимость, смелость, интеллект, внимательность, настойчивость).
VI. Рефлексия.
А как в школьной жизни можно применить полученные знания?
VII. Домашнее задание.
Нужны ли шпаргалки. Выдвинуть гипотезу и попытаться доказать ее.
Категория: История и обществознание | Добавил: raetskaja
Просмотров: 1232 | Загрузок: 159
Яндекс.Метрика