Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методическая копилка » История и обществознание [ Добавить материал ]

Права и обязанности супругов
[ Скачать с сервера (79.5Kb) ] 08.02.2013, 22:47
Разработала:
учитель истории и обществознания
МКУ СОШ №12 г.Нижнеудинск
Иркутской области
Рабецкая Екатерина Анатольевна

Тема: Права и обязанности супругов.
Цель: формировать у обучающихся представление об основных правах и обязанностях супругов.
Задачи:
Образовательные: определить личные и имущественные права супругов; показать роль брачного договора в решении имущественных споров; установить причины разводов;
Развивающие: развивать правовое мышление (умение находить причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы и высказывать свою точку зрения), развивать монологическую речь;
Воспитательные: воспитывать толерантность; мотивацию на прочный длительный брак.

I. Организационный момент.
II. Вводное слово учителя.
Звучит свадебный марш. Счастье – оно эфемерно и летуче, как школьные каникулы. Оно неповторимо и незабываемо, как первый поцелуй. Оно у каждого свое, как отпечаток ладони. Оно непременно должно быть у всех, как воздух.
Супружеская жизнь самая счастливая, полная,
чистая, богатая. Это установление господа о
совершенстве. Божественный замысел, поэтому в
том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал
жизнь мужа и жены полной, чтобы ни один из них
не проиграл, а оба выиграли.
А.Ф. Романова.

Эти слова императрица Александра Федоровна написала в сентябре 1899 года, через 5 лет после свадьбы, когда у нее уже было три дочери.
Тема урока: Права и обязанности супругов. Сегодня мы должны будем выяснить, какие права и обязанности по отношению друг другу приобретают супруги с получением свидетельства о браке, что было сделано юристами, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. (По ходу урока заполняется программированная карта).
III. Изучение нового материала.
Самостоятельная
работа. Какие существуют права и обязанности супругов?
- личные права и обязанности супругов;
- имущественные права супругов;
- обязанности супругов;
- брачный договор.
Параграф 47. Основы права. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Ф. Никитин. – 2-еизд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
Решение задач (работа в группах). № 23; № 25; № 21; № 20. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.: Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2003.
Участились случаи завладения жилплощадью обманом (имущественные отношения супругов). Делается это так. Один из будущих супругов вступает в брак не с целью создать полноценную семью, а преследуя корыстную цель завладения жилплощадью, на которой прописан партнер. Заключается брак, и тот из супругов, который имеет жилплощадь, прописывает (сейчас это называется «регистрирует») жену (мужа) на своей площади. Вскоре выясняется, что никакой любви не было и в помине, отношения обостряются, дело доходит до развода, но зарегистрированный (прописанный) супруг не собирается покидать обретенную площадь. Проблема заключается в том, что выписать бывшего супруга с жилплощади можно только по суду, да и то доказав, что регистрацию брака нельзя считать действительной (ибо имел место обман). Дело это чрезвычайно сложное, каверзное, длительное. Не каждый решается его затеять. Поэтому специалист в этом вопросе И. Нехамес предлагает следующий выход из тупика.
«Для того чтобы прописать кого-либо, кроме несовершеннолетних детей к родителям, необходимо согласие всех совершеннолетних членов семьи, что фиксируется в специальном бланке… Зарегистрировался человек. Пожил, отношения не сложились. Совершеннолетние члены семьи хотят его «попросить» из квартиры. Но сделать это можно только через суд…
Мне думается, что по примеру брачного договора отдельно оговаривать и нотариально заверять право на регистрацию по месту жительства (прописку). На основании этого договора в паспортном столе должны автоматически производить снятие с регистрационного учета. Он говорит, что основаниями, дающими право на жилплощадь, должны быть только:
- купля недвижимости в виде отдельной квартиры или дома;
- акт дарения или наследство, совместное получение по ордеру или совместная покупка с указанием долей;
- приватизация муниципального жилья с указанием долей на всех совершеннолетних членов семьи».

АНАЛИЗ АНКЕТ. Анкетирование проведено в классе:
- считаете ли вы успешным брак своих родителей;
- на чем в дальнейшем будет построен ваш брак, какой вы видите свою будущую половинку;
- хотите ли вы, чтобы ваш брак напоминал брак ваших родителей и т.д. Ребята могут сами разработать вопросы. Анализ анкетирования

Жизнь в родной семье – это наиболее мощное переживание, определяющее дальнейшую нашу жизнь. Его влияние не ограничивается детством. Какими мы видим себя, других и весь мир – все определяется установками нашей родной семьи. Взгляды, развившиеся в ней, остаются с нами на протяжении всей нашей жизни. Недаром в Семейном Кодексе РФ перечисляются принципы, по которым супруги обязаны строить свои отношения. Что это за принципы?
По нашему законодательству брак является бессрочным, то есть заключается как бы «на всю жизнь». Народный обычай торжественно отмечать серебряную, золотую и бриллиантовую свадьбы говорит о том, что длительный, прочный брак является нравственной ценностью. В таких случаях брак прекращается со смертью одного из супругов.
Какие еще существуют основания для прекращения брака? Рассказ учителя с
элементами беседы.
В каких случаях муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака?
Абсолютное большинство мировых религий, защищая институт брака, выступает за единобрачие, запрещает разводы. Но, тем не менее, разводы существуют и существовали в прежние исторические эпохи. Василий III развелся со своей женой Соломонией. Множество раз женат был Иван IV, хотя православная церковь разрешала только три брака. Петр I заставил подстричься свою жену в монахини.
Но разводились не только великие князья и цари.
СООБЩЕНИЕ учащегося (из истории брака в России).
Например, многолетняя Северная война, сопряженная с массовым набором крестьян и посадских людей в армию, разлучала семьи. Солдатки, подолгу не получая вестей от своих мужей, вопреки церковным правилам выходила замуж вторично. Количество разводов, судя по наблюдениям иностранцев, в XVIII в. возросло и притом значительно. Бывало даже, что в посадских семьях муж сам, не прибегая к помощи священника, своей властью отпускал жену. К 1718 г. один петербургский житель написал такую бракоразводную грамоту для своей жены: «Се аз, Кузьма Иванов сын Колесников, дал сие письмо жене своей Агафье Елисеевой дочери, ежели похощет она идти замуж за другого, и я, Кузьма Иванов сын Колесников, в том сие письмо даю на все четыре стороны…» Подобную практику церковь пресекала.
Раздоры в семье и жестокие побои от мужа не считались достаточно серьезными основаниями для развода. В 1723 г. А.Г. Салтыкова обратилась к церковным властям с прошением о разводе: муж бьет, морит голодом. Когда к допросу вызвали В.Ф. Салтыкова, он сказал: жену свою «безвинно не бивал, а когда какую противность и непослушание мне учинит, тогда ее своеручно бивал; к милости она меня не превращала, всегда меня не слушала и невежничала многими досадными словами». Решено было развести супругов временно – «пока оба не смирятся и купно (совместно) жить не восхотят». Салтыкова, так и не дождавшись окончательного развода, подстриглась в монахини.
Чаще всего в бракоразводных делах страдающей стороной выступала женщина. Муж нередко прибегал к побоям, чтобы вынудить жену уйти в монастырь: тогда по закону он мог получить в свои руки приданое – имущество жены.
Явной причиной для развода было уголовное преступление одного из супругов. Преступную жену обычно отправляли в монастырь. Правда, по приказу Петра I от 1723 г. воспрещалось постригать в монахини жен, виновных в разрушении семьи, - их следовало отправлять в работу на прядильный двор.
Учитель
Когда семья распадается, это плохо для всех – для самих супругов, и для общества и государства в целом. Разрушается семья – распадается важная ячейка общества.
К сожалению, кол-во расторгаемых браков остается очень высоким. Во многих районах страны распадается каждый третий брак, а в некоторых – даже каждый второй.
Стоит ли так остро этот вопрос в нашем городе Нижнеудинске?
Статистика местного Загса о свадьбах и разводах. Сообщение учащихся
(опережающее задание)
Американские исследователи Т. Холмс и Р. Раэ составили «Шкалу социальной адаптации», включив в нее как «положительные», так и «отрицательные» стрессогенные факторы. Какие выводы в соответствии с темой нашего урока мы можем сделать?

Шкала социальной адаптации.
№ Жизненное событие Значение события, баллы
1. Смерть супруга 100
2. Развод (официальный) 73
3. Разъезд супругов (без оформления развода) 65
4. Смерть близкого члена семьи 63
5. Травма или болезнь 53
6. Женитьба (вступление в брак) 50
7. Увольнение с работы 47
8. Примирение супругов 45
9. Уход на пенсию 45
10. Болезнь или травма одного из членов семьи 44
11. Беременность 40
12. Сексуальные проблемы 39
13. Появление нового члена семьи 39
14. Реорганизация на работе 39
15. Изменение финансового положения 38
16. Смерть близкого друга 37
17. Изменение профессиональной специализации 36
18. Усиление конфликтности отношений с супругом 35
19. Ссуда или заем на крупную покупку 31
20. Окончание срока выплаты ссуды или займа 30
21. Изменение должности 29
22. Сын или дочь покидает дом 29
23. Проблемы с родственниками мужа (жены) 29
24. Выдающееся личное достижение 28
25. Супруг бросает работу или приступает к работе 26
26. Начало или окончание учебы в учебном заведении 26
27. Изменение условий жизни 25
28. Отказ от каких-то индивидуальных привычек 24
29. Проблемы с начальством 23
30. Изменение условий и часов работы 20
31. Перемена места жительства 20
32. Смена места обучения 20
33. Изменение привычек, связанных с проведением досуга и отдыха 19
34. Изменение привычек, связанных с изменением вероисповедания 19

Каковы причины разводов? Беседа с учащимися.
В народе популярны 2 точки зрения, что важнее в браке: «свежесть чувств» или «интересы детей»?
1) Нет ничего предосудительного в том, что один из супругов, убедившись, что его чувства к другой половине «остыли», найдет новую свежую любовь и уйдет к ней, покинув семью, даже если в семье есть дети. Они рассуждают так: совместная жизнь супругов без любви – это ложь. Она вредна всем членам семьи – не только супругам, но и детям. Поэтому выход один – сменить брачного партнера.
2) Брак – это не постоянный и вечный праздник чувств. Наступает время, и страстная влюбленность переходит – в нормальном варианте – в спокойное чувство привязанности, преданности. Главной заботой супругов, в определенной мере смыслом их жизни становится воспитание детей, обеспечение им максимально благоприятных условий жизни. Это главное дело жизни еще больше сближает их, делает их союз значимым, полным глубокого значения. И конечно, они делают все, чтобы их союз не распался, прежде всего, потому, что они не хотят, чтобы пострадали дети. Что вы думаете по этому вопросу? Ребята высказывают свою точку зрения.

Хочется закончить наш урок словами Александры Федоровны: «Если все же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в самих брачных узах, вина в людях, которые ими соединены.
IV. Составить синквейн по теме: «Обязанности супругов».
V. Подведение итогов урока.
VI. Рефлексия.
Где можно применить знания, полученные на уроке?

Использованная литература:
- Основы права. 10-11 класса: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Ф. Никитин. – 2-еизд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
- Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класса: Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2003.
- Никитин А.Ф. Методические рекомендации к учебнику «Правоведение»: 10-11 класса: Пособие для учителя/ А.Ф. Никитин. – М.: просвещение, 2004.
Категория: История и обществознание | Добавил: raetskaja
Просмотров: 1475 | Загрузок: 239
Яндекс.Метрика