Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методическая копилка » История и обществознание [ Добавить материал ]

Английские колонии в Северной Америке.
[ Скачать с сервера (424.0Kb) ] 08.02.2013, 22:47
Разработала:
учитель истории и обществознания
МКУ СОШ №12 г.Нижнеудинск
Иркутской области
Рабецкая Екатерина Анатольевна

Тема: Английские колонии в Северной Америке.
Цель: познакомить учащихся с английскими колониями в Северной Америке и ее жителями; выяснить причины конфликта между жителями колоний и английской короной; развивать общеучебные умения, формировать навыки работы с картой; умение прослеживать причинно-следственные связи. Воспитывать толерантность, негативное отношение к любым формам войны, воспитывать убежденность, что любой политический вопрос можно решить за круглым столом.

I. Организационный момент.
Постановка цели занятия перед учащимися.

Здесь люди всех национальностей
переплавляются в новую человеческую расу.
Мишель де Кревекур, французский иммигрант.

Французский иммигрант Мишель де Кревекур под словом «здесь», имел в виду Соединенные Штаты Америки. Сегодня на уроке речь пойдет о событиях, которые предшествовали появлению на карте мира этого нового государства.
Мы должны будем познакомиться с североамериканскими колониями и выяснить причины конфликта между жителями колоний и английской короной.
II. Усвоение новых знаний.
1) Работа с картой.
Давно уже Западная Европа смотрела на Новый Свет как на источник богатств. Еще в конце XVI века на эти земли стали претендовать англичане. В начале XVII в. они образуют в Северной Америке колонии.
Откройте атласы, С. 3.
- В какой части Северной Америки расположены английские колонии?
- О какой английской колонии мы вели речь на предыдущих уроках и даже отметили ее на карте (Виргинии)?
- Посмотрите внимательно на карту, условные обозначения к ней. Как называются колонии.
- Кто назовет мне их, с севера на юг?
Таким образом, мы видим, что в Северной Америке было 13 колоний с населением 2,5 млн. человек.
- Что обозначено зеленой линией на карте (граница, западнее которой колонистам запрещалось занимать земли по указу английского короля)?
- Обратите внимание, в какой части карты, мы можем посмотреть, какие коренные народы проживали на этой территории?
- Кто назовет мне индейские племена (алгонкины, ирокезы, мускоги, чироки)?
- Ребята, я знаю, что Ольга Валерьевна задавала вам на лето список книг, среди которых были книги о североамериканских индейцах. Кто-нибудь читал эти книги? Как они называются? И если помните, то кто их авторы (Фенимор Купер «Последний из могикан», «Следопыт», «Зверобой»)?
Дома на контурной карте отметить названий североамериканских колоний и выполнить задание № 1; параграф 22, вопросы.

2) Кто из жителей Европы, и по каким причинам оказался в Северной Америке?

(театрализованное представление)

Крестьяне: Мы с женой, потеряли свой земельный надел. Наш лорд решил отдать наши земли под пастбища и разводить овец. А как жить без земли? Вот мы и решили найти свою землю за океаном.
Молодежь: А у моего отца не было денег, чтобы выучить меня ремеслу и я решил, что может Новый свет мне поможет в жизни, заодно посмотрю далекие земли.

Бродяги: Меня за бродяжничество отправили в колонию и под страхом смерти запретили возвращаться на Родину.

Преступники: А меня обвинили в убийстве моего господина.

Пуритане: Мы, пуритане, решили бежать от религиозных преследований и обратили взоры к Америке, надеясь найти там убежище и возможность свободно проповедовать учение о царстве Христовом. Корабль Мэйфлауэр привез нас к суровым берегам мыса Код.
Мужчины подписали соглашение о совместном строительстве жизни по законам и обычаям пуританской веры и морали. Ох, и трудно же нам пришлось. Стояла зима, поэтому жить приходилось на корабле. В течение 2-3 месяцев половина людей погибла из-за отсутствия жилищ, цинги, других болезней.
С наступлением весны, полагаясь только на свои силы, мы принялись за работу. Расчищали землю, строили дома, разводили огороды. Индейцы научили нас выращивать кукурузу, ловить рыбу. Первое время у нас сохранялись общинные порядки – был создан общий склад, централизованно распределялись продукты, инструменты, иначе было не выжить.
Давайте дадим слово коренным жителям индейцам.
Мы, индейцы, большей частью вытеснены за пределы колоний или истреблены, а наши земли захвачены. За что так поступили с нами?

Пуритане: Потому что «Земля… это поместье, дарованное Богом человеку. Но большая часть ее заселена и беззаконно узурпирована дикими животными или неразумными существами или грубыми дикарями, которые по причине своего безбожного невежества и богохульственного идолопоклонства хуже самых диких и свирепых животных».
Из каких стран были первые поселенцы?
Только ли из Англии были поселенцы в этих странах (на карте прикрепить таблички с названием стран).

3) Рассказ учителя.

Широкое распространение в колониях Новой Англии получило мелкое фермерское хозяйство. Постепенно росла связанная с ним домашняя промышленность, а во второй половине XVII в. появились первые мануфактуры (прядильная, ткацкая, железоделательная и др.) В южных колониях земледельцы закладывали обширные плантации, где выращивали хлопок, табак, рис.
Колониальное общество состояло из различных групп населения: фермеров, предпринимателей, наемных работников, плантаторов-землевладельцев, «законтрактованных слуг», негров-рабов.
Многие лично-свободные поселенцы уходили на Запад и становились фермерами. Свободной рабочей силы недоставало, и поэтому в Северную Америку ее ввозили. Многие иммигранты-бедняки, не имея средств для переезда через океан, заключали кабальные соглашения с купцами и судовладельцами, которые затем перепродавали их в Америке. Этих людей называли «законтрактованными слугами» или белыми рабами, и им надлежало работать на новых хозяев от 2 до 7 лет. Но приток кабальных слуг из Европы не решал проблемы рабочей силы на плантациях, и постепенно там укоренился труд негров-рабов («Трюмы, набитые стоном за океаном ждут»). Их ввоз в колонии начался в 1619 г.. Условия труда негров были невыносимы, а побег их жестоко наказывали.
Управляли колониями губернаторы, которых лично назначал английский король. В их руках была сосредоточена вся судебная, исполнительная и высшая законодательная власть. Однако в колониях существовало и местное самоуправление – колониальные ассамблеи. Ассамблеи состояли из двух палат: верхней палаты – Совета, члены которой назначались губернатором из числа аристократических фамилий, и нижней палаты, избиравшейся мужским населением. Для избирателей существовал высокий имущественный ценз, выборы проводились открытым голосованием.
- У нас сейчас, когда происходят выборы, тайное голосование. Что лучше?
Колониальные ассамблеи предоставляли жителям колоний достаточно широкие права, более широкие, чем английский парламент народу Англии. Даже жалованье назначаемым королем губернаторам и его администрации определяли ассамблеи, что заставляло губернаторов с ними считаться.
4) Работа с учебником.
Стр. 201, последний пункт. Прочитать и ответить на вопрос. Какие в английских колониях Северной Америки сложились предпосылки для образования новой нации?
(общность территории, общность экономических и торговых интересов колоний, общий язык и религия).
5) Объяснительное чтение. Идеология американского общества.
6) Рассказ учителя.
В 1756-1763 гг. обширные просторы Северной Америки стали полем битвы между двумя сильнейшими колониальными державами и давними соперниками – Великобританией и Францией. Главным призом в войне, вошедшей в историю под названием Семилетней войны, было господство на Североамериканском континенте. Франция потерпела тяжелое поражение в этой войне и потеряла свою огромную североамериканскую колонию – Канаду, которая вошла в состав Британской колониальной империи.
Прошло немного времени после окончания Семилетней войны, и стала очевидна истина, которая неоднократно подтверждалась историей: войны, даже успешные, не лучшее средство для решения территориальных, социальных, экономических проблем, которые возникают между государствами. Англия выиграла войну, но это ни в коей мере не укрепило ее позиций в колониях. Вскоре она потеряла 13 своих колоний в Северной Америке, которые станут штатами нового государства. Почему? Давайте выясним причины конфликта английских колоний с английской короной.
7) Работа с учебником.

(десятитысячное войско, которое должны были содержать колонисты, королевский указ, запрещавший колонистам переселяться на Запад, за Аллеганские горы; закон о гербовом сборе: при покупке любого товара, вплоть до газет, нужно было платить налог; политика английского короля оскорбляла человеческое достоинство жителей колонией)
Таким образом, вы видите, что Семилетняя война истощила королевскую казну, и в Лондоне решили латать бюджет за счет эксплуатации колоний, в первую очередь самой экономически развитой и богатой из них – североамериканских провинций Великобритании.
ФИЗМИНУТКА
8) Правильно подставьте звездочки, и вы прочитаете слово, обозначающее цель борьбы колонистов с англичанами (независимость).

III. Первичное закрепление материала под руководством учителя.
9) Кроссворд.
10) Логическая задача.
Американцы называют свой флаг «Звезды и полосы». Со звездами все ясно: их, как известно, сейчас 50 (по количеству штатов, входящих в американскую федерацию). Раньше их было 49, 48, 47 и т.д. Это число постоянно росло (после включения каждого нового штата на американский флаг добавлялась еще одна звезда). А вот количество полос не изменялось с конца XVIII века – их и сейчас 13. Увеличится ли когда-нибудь их количество (нет, так как они символизируют 13 первых штатов, создавших США).

IV. Подведение итога урока.
Вспомните, пожалуйста, главную причину конфликта (политика английского короля оскорбляла человеческое достоинство жителей колоний). Англичане не заметили, что на другом берегу Атлантического океана сформировался новый народ – американцы, девизом которых стали слова: «Или дайте нам свободу, или отнимите жизнь!» Следующим шагом американцев будет, какой шаг?

V. Рефлексия.
Ребята, где бы вы могли применить знания, полученные на уроке?
Категория: История и обществознание | Добавил: raetskaja
Просмотров: 2313 | Загрузок: 384
Яндекс.Метрика