Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методическая копилка » Биология [ Добавить материал ]

Урок биологии по теме: "Витамины" 8 класс
[ Скачать с сервера (74.5Kb) ] 27.08.2015, 17:07
Урок по биологии Тема: «Витамины»
8 класс
Цель урока: познакомить учащихся с видами витаминов, их значением для организма, содержанием их в продуктах питания.
Задачи урока:
1.образовательные:
-Сформировать общее представление о витаминах.
-Познакомить с классификацией и обозначением витаминов.
-Ввести понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах.
2.Развивающие:
-Развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
-Развитие познавательного интереса.
3. Воспитательные:
-Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни.
Тип урока – изучение нового материала.
Технология: проблемное обучение.
Материально -техническое оснащение: компьютерная презентация, видеофрагмент «Факторы, разрушающие витамины», плакаты «Содержание витаминов в пищевых продуктах», таблица (на каждого учащегося) «Рекомендуемое потребление некоторых витаминов» химическое оборудование и реактивы.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Методические приемы: беседа, применение имеющихся знаний, решение проблем методом мозгового штурма, учебно-исследовательская работа.
Основные понятия: витамины, гипервитаминоз, гиповитаминоз, авитаминоз, рахит, « бери-бери», «куриная слепота», цинга.

Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент
1.Формулировка темы урока и определение цели
Создание благоприятного эмоционального настроя Запись темы урока в тетрадь. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи.
2.Постановка проблемы.
В ходе беседы формулируются 2 вопроса, на которые в конце урока должны ответить сами учащиеся:
1.Сырую морковь можно употреблять с маслом или без него, но усвоение витамина А происходит быстрее, если есть салат из моркови, заправленной маслом. Почему?
2.Процент заболеваемости рахитом в северных широтах составляет 66 %, а в южных- 10 %. Объясните, почему в северных районах дети чаще болеют рахитом Коммуникативные универсальные учебные действия:
формирование умения договариваться, находить общее решение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Познавательные универсальные учебные действия: способность к осознанию и усвоению содержания.
3.Подготовка к восприятию нового материала:
опыты Н.И. Лунина В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что витамины являются жизненно необходимыми веществами. Познавательные универсальные учебные действия: способность к осознанию и усвоению содержания.
4.Первичное восприятие нового материала:
Формулирует определение витаминов, водо- и жирорастворимые витамины.
Изучение таблицы «Рекомендуемое потребление некоторых витаминов» (на каждого учащегося по одному экземпляру таблицы);
- Как вы думаете, а что произойдёт, если у человека будет однообразное, неполноценное питание или в его рационе будет недостаточно какого-либо витамина?
- А в какое время года человек может испытывать гиповитаминоз?
Учитель демонстрирует видеофрагмент (3 мин): «Факторы, способствующие разрушению витаминов в организме человека» Учащиеся записывают определение в тетрадь, составляют схему: витамины- водо- и жирорастворимые;
Делают вывод, что рекомендуемые количества витаминов зависят от пола и возраста людей;
Называют гипо- и авитоминоз, приходят к выводу, что витамины являются незаменимой частью пищевого рациона человека.
Учащиеся делают вывод, что к витамино разрушающим факторам относятся: алкоголь, курение, кофеин, антибиотики, снотворные вещества. Регулятивные универсальные учебные действия: формирование способности принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия: управление поведением партнёра, коррекция, оценка его действий.
5.Практическая работа на закрепление.
Групповая работа: основные группы продуктов питания для обогащения витаминами.
Практическая работа по качественному определению витаминов в продуктах питания
- Известно, что рыбий жир содержит витамин Д, сливочное масло – витамин А, а сок лимона - витамин С. Давайте это проверим. Учащиеся разделяются на 3 группы:
Работают с текстом учебника
1 группа – продукты, содержащие витамины группы В;
2 группа – продукты, содержащие витамин А и Д;
3 группа – продукты, содержащие витамин С;
Учащиеся выполняют практическую работу:
1 группа – определение витамина А в сливочном масле;
2 группа – определение витамина Д в рыбьем жире;
3 группа - определение витамина С в лимонном соке.
Каждая группа рассказывает о своих наблюдениях и делает вывод. Личностные универсальные учебные действия: выбор основания для сравнения, классификация объектов.
Регулятивные универсальные учебные действия: готовность к преодолению трудностей.
Познавательные универсальные учебные действия: проведение исследования, поиск и отбор необходимой информации.
6.Подведение итогов по результатам выполнения поставленных целей:
Учитель повторно формулирует проблемные вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в начале урока. Регулятивные универсальные учебные действия: констатация достижения поставленной цели.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
постановка вопросов – инициативное сотрудничество.
7.Рефлексия.
Учитель предлагает ответить на несколько вопросов по изученной теме (Выберите верные утверждения).
Если согласны «+», нет «-»
1. Витамины поступают в организм человека только с пищей
2. Витамины образуются в организме в небольших количествах
3. Заболевания, связанные с недостатком витаминов в организме называют ГИПЕРВИТАМИНОЗОМ
4. При отсутствии витамина А в пище поражается кожа, дыхательные пути, роговица глаза
5. Рахит – заболевание связанное с недостатком в организме ребенка витамина С
Самооценивание:
Если 5 правильных ответов«5»
Если 4 правильных ответа «4»
Если 3 правильных ответа «3»
8.Сообщение домашнего задания: п. 37 учебника, темы сообщений: «Рецепты витаминных блюд», «Истории известных витаминов». Учащиеся записывают правильные варианты ответов, обмениваются с соседом по парте и проверяют. (Ключ к тесту на слайде) Личностные универсальные учебные действия: оценивание усваиваемого содержания.
Используемая литература:
1. Поурочные разработки по биологии. Человек. 8 (9) класс. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Москва «Вако», 2007 год.
2. Дистанционный курс «Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье». М.З. Федорова, Г.А. Воронина. Педагогический университет «Первое сентября», Москва 2009 год.
3. Биология человека в таблицах, рисунках, схемах. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. «Издат – школа», Москва 1998 год.
4. Большая Советская Энциклопедия. Электронное издание. 2002 год.
5. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание, 2006год.
6. Журнал «Здоровье», №3, март 2007
Пояснительная записка.

Направление: естественно - научное
Тема урока: «Витамины»
Класс: 8Б класс-18человек, общеобразовательный
Учебник: Биология. Человек.8класс. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.
Москва, Дрофа, 2009год.
Программа по биологии для основной школы 5-9 классы, под руководством В.В.Пасечника.
Количество часов в неделю: 2часа
Количество часов в год-68час.
Глава «Обмен веществ и энергии»
Тип урока – изучение нового материала.
Технология: проблемное обучение.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Методические приемы: беседа, применение имеющихся знаний, решение проблем методом мозгового штурма, учебно-исследовательская работа.
Формируемые УУД: Регулятивные - целеполагание ; формирование способности принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; готовность к преодолению трудностей. Коммуникативные: формирование умения договариваться, находить общее решение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; управление поведением партнёра, коррекция, оценка его действий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество. Познавательные: способность к осознанию и усвоению содержания; проведение исследования, поиск и отбор необходимой информации. Личностные: выбор основания для сравнения, классификация объектов; оценивание усваиваемого содержания.

Приложение:
Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»
1.Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой? А – да. Б- нет.
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние? А–да.Б–нет.
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А–да.Б – нет.
4. Свойственны ли вам весенняя раздражительность, утомляемость? А– да. Б – нет.
5. Ваши кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом и осенью?
А – да. Б – нет.
6. Возникают ли весной проблемы с пищеварением? А – да. Б – нет.
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку? А – да. Б – нет.
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да. Б – нет.
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень? А – да. Б – нет.
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе? А – да. Б – нет.
Анализ и выводы по результатам тестирования: Каждый ответ «А» - 1 балл, ответ «Б» - 0баллов.
0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни и характер питания.
Выводы: В случае появления авитаминоза и гиповитаминоза необходимо использовать в пищу больше зелени, овощей, фруктов. Применяйте поливитамины по назначению врача.
Рецензия на урок.
Планируя свой урок, учитель учла характеристику класса, в результате чего была выбрана форма работы «по группам».
Тема урока «Витамины». Данный урок биологии находится в разделе «Обмен веществ и энергии» и соответствует календарно-тематическому планированию, является логическим продолжением предыдущих уроков.
Цель урока: познакомить учащихся с видами витаминов, их значением для организма, содержанием их в продуктах питания.
Задачи урока:
1.образовательные:
-Сформировать общее представление о витаминах.
-Познакомить с классификацией и обозначением витаминов.
-Ввести понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах.
2.Развивающие:
-Развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
-Развитие познавательного интереса.
3. Воспитательные:
-Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни.
Тип урока – изучение нового материала. Технология: проблемное обучение.
В процессе выстраивания работы с детьми по теме учитель планировала сформировать следующие универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
-на уроке формировались интерес и мотивация к учению; классификация объектов; оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД:
- учащиеся определяли последовательность действий для решения проблемных задач;
- дети проявляли самостоятельность суждений, инициативность;
- сознательно контролировали свои учебные действия.
Познавательные УУД:
- ориентировались в учебном материале;
- описывали устно объект наблюдения;
- высказывали суждения по результатам сравнения.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения договариваться,находить общее решение,
-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- управление поведением партнёра, коррекция, оценка его действий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество.
- отвечали на вопросы учителя и одноклассников;
- соблюдали простейшие нормы речевого этикета;
- продолжили формировать умения слушать и понимать речь других;
- умение презентовать свои достижения;
Содержание учебного материала соответствовало возрастным особенностям учащихся, задания были составлены, учитывая жизненный опыт учеников.
На уроке использовались: словесный метод при объяснении заданий и беседы на уроке. По типу познавательной деятельности был использован Частично-поисковый метод при работе в группах в результате поиска, т.е. учащиеся в группах самостоятельно рассуждали, анализировали тексты, сравнивали, обобщали, делали выводы. По источникам знаний использовались методы словесный, наглядный и практический. Во время работы на уроке использовались приёмы: классификации, обобщения и рефлексии.
На уроке преобладала групповая форма организации деятельности учащихся, а так же индивидуальная и фронтальная формы работы.
Здоровьесберегающие технологии использовались в качестве обращение внимания на посадку учащихся во время письма.
Учителем на уроке было рационально распределено время, отведённое на все этапы урока. Придерживались логические «связки» между этапами на уроке, чтобы каждый этап урока вытекал из предыдущего.
Учитель заняла позицию на уроке организатора, т.е. направляла ребят в русло самостоятельной групповой деятельности. А учащиеся играли роль мыслителей, активных участников на уроке. На уроке учитель постаралась своим доброжелательным тоном создать атмосферу сотрудничества, сотворчества. Были созданы условия для психологического комфорта на уроке. Главным этапом урока является проблемная ситуация обсуждаемая группами. Домашнее задание предусматривало элемент выбора и творчества.
Подведение итогов урока, т.е. рефлексия проходила приёмом «Да-Нет»
В качестве резерва на уроке был запланирован тест «Есть ли у меня авитаминоз?» Учителю удалось сохранить продуктивную мотивацию учения, хорошее настроение и самочувствие учащихся.
Вывод: Урок удался, задачи, поставленные в ходе планирования и подготовки к уроку, были решены, цель запланированную, достигли.
Категория: Биология | Добавил: ludmila_petrova
Просмотров: 653 | Загрузок: 16
Яндекс.Метрика