Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методическая копилка » Биология [ Добавить материал ]

Конспект урока Тема: Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Транскрипция. Никильчук М. И. ГБОУ №226 г Санкт-Пет
20.06.2013, 21:25
Тема: Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Транскрипция.
1. Цель: Углубление знаний о реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.
2. Задачи:
1. продолжить формировать знания о хранении информации о белках в ДНК;
2. познакомить с понятием «генетический код» и основными его свойствами с позиции единства происхождения всех живых организмов Земли;
3. рассмотреть особенности транскрипции у эукариот как одного из этапов биосинтеза белка.
4. развить у учащихся интерес к исследовательской деятельности на уроке в области биосинтеза белка;
5. развить познавательный интерес к биологии в области реализации наследственной информации в клетке;
6. воспитать культуру труда на уроке в процессе работы в группах по теме «Реализация наследственной информации в клетке»;
7. способствовать воспитанию коммуникативных способностей у учащихся.
Оборудование: таблицы по общей биологии «Генетический код», «Биосинтез белка», «Уровни организации белка»; дидактический материал для проведения групповой работы; модель молекулы ДНК.

3 . Ход урока.

Этап урока
Ход урока Методические
приемы; оборудование
1.
Организационный
момент Приветствие; распределение учащихся в группы.
2.
Вводная беседа

3. Изучение новой темы.

4. Домашнее задание Важнейшим процессом ассимиляции в клетке является синтез белков. Каждая клетка содержит тысячи белков, в том числе и присущих только данному виду клетки. Так как в процессе жизнедеятельности все белки рано или поздно разрушаются, клетка должна непрерывно синтезировать белки. Молекулы белков расщепляются, разрушаются и заменяются новыми молекулами того же белка.
Каким образом происходит синтез большого количества одинаковых молекул одного и того же белка, хотя редупликацией белок не обладает?
После постановки проблемы учащиеся дают предполагаемые ответы на заданный вопрос, которые записываются на доске.

I. Работа над проблемой: организация исследовательской работы в группах. Для работы над проблемой составлена таблица (одинаковая) для каждой группы, заполнить которую помогут информационные раздаточные материалы и параграф в учебнике (2.13 с. 70 – 74). Для каждой группы информационный текст является индивидуальным.
II. Презентация результатов исследования учащихся
Каждая группа представляет свой вариант ответа, в ходе ответа представитель каждой группы заполняет приготовленную на доске таблицу. Учащиеся других групп дополняют таблицу в тетрадях, составляют опорный конспект, задают вопросы, отмечают неточности в ответе. Каждый ответ сопровождается дополнением учителя, исправлениями.
III. Обсуждение и оценивание результатов. Выводы.
Выслушав ответы каждой группы, учитель возвращает учащихся к гипотезам, высказанным в начале урока. Основываясь на полученных в ходе исследования знаниях, ученики должны определить, какая из гипотез является наиболее верной. Сопоставить гипотезу и полученную информацию.
«Ребята, изучив информацию, выдвинув гипотезу, мы можем ответить, как происходит синтез большого количества одинаковых молекул белка в клетке?»
Учащиеся самостоятельно пытаются сформулировать ответ, после чего учитель обобщает ответы учеников.
Все особи одного вида хоть немного, но отличаются друг от друга. На Земле нет, например, двух абсолютно одинаковых людей или амеб. Индивидуальную неповторимость каждой особи определяют различия в структуре белков. Белки являются основой уникальности каждого вида, хотя некоторые белки, выполняющие одну и ту же функцию в разных организмах, могут быть похожими и даже одинаковыми, так как наследственная информация о структуре белка заключена в последовательности нуклеотидов молекулы ДНК.
ВЫВОД: Синтез большого количества одинаковых молекул возможен, так как молекулы ДНК являются носителями наследственной информации, то есть в них записана информация о белках клетки и организма в целом.
Вывод записывается в тетрадь.
IV. Применение теоретических знаний на практике.
Ученикам предлагается решить две задачи на данную тему (учащийся вызывается к доске).
Задача 1:
Участок гена имеет такую последовательность нуклеотидов:
- ТТТ – ТАЦ – АЦА – ТГТ – ЦАГ –
Определите последовательность нуклеотидов иРНК и последовательность аминокислот в белковой молекуле, которая синтезируется под контролем этого гена.
Задача 2:
Какую последовательность нуклеотидов имеет молекула иРНК, которая синтезируется на участке гена с такой последовательностью нуклеотидов:
- ЦТГ – ЦЦГ – ЦТТ – АГЦ – ЦТТ –
- ЦАЦ – ТАТ – ЦЦТ – ТЦТ – АГТ –
параграф 2.13 с. 70- 76, пересказ; выучить конспект в тетради
(умение воспроизводить таблицу, объяснять определения).

Рассказ; постановка проблемы.
таблицы « Животная и Растительная клетка», «Уровни организации белка», выписаны функции белков, «метаболизм», модель ДНК, генетический код).

Работа с раздаточным материалом, сопровождающаяся комментариями учителя, заполнением таблицы.

Работа у доски (под контролем учителя)

Беседа (согласованная деятельность учеников и учителя);
таблицы «Уровни организации молекул белка», «Строение молекулы ДНК»,
«Биосинтез белка».

Рассказ учителя

Самостоятельная работа с объяснениями у доски

Информационный материал
Текст №1
Процесс транскрипции гораздо сложнее. В хромосомах человека, например, от 50 тысяч до 100 тысяч генов, на которые приходится только 5 – 10 % ДНК. Остальная часть ДНК белков не кодирует и выполняет скорее всего регуляторную функцию, то есть руководит генами. Практически каждый ген имеет последовательности нуклеотидов, обозначающие его начало и конец, регулирующие его считывание участок. Сами гены не обязательно представляют собой непрерывные последовательности нуклеотидов. Обычно они разбиты на несколько участков, расположенных в разных частях молекулы ДНК. Изначально синтезируется комплиментарная РНК длиной во весь ген – проматричная РНК, которая вступает в процесс созревания, вследствие чего образуется матричная РНК (и – РНК). Созревание состоит из процессинга, во время которого происходит вырезание ненужных участков. Матричная РНК короче проматричной.

Информационный материал
Текст №2
Синтез белка требует больших затрат энергии. Источник этой энергии, как и для всех клеточных процессов, является АТФ. Многообразие функций белков определяется их первичной структурой.
Носителем всей генетической информации является ДНК, расположенная в ядре клетки. Сам же синтез белка происходит к цитоплазме клетки, на рибосомах. Из ядра в цитоплазму информация о структуре белка поступает в виде иРНК. Формируется цепочка иРНК, представляющая собой точную копию второй цепи ДНК. Таким образом, информация о последовательности нуклеотидов какого – либо гена ДНК «переписывается» в последовательность нуклеотидов иРНК. Этот процесс получил название транскрипция. Участок ДНК, в котором содержится информация о первичной структуре белка, называется геном. В молекуле ДНК содержатся сотни генов, в которую обязательно входят триплеты, являющиеся «знаками препинания» и обозначающие начало и конец того или иного гена.

Информационный материал
Текст №3
Каждой аминокислоте белка соответствует последовательность из трех расположенных друг за другом нуклеотидов ДНК – триплет, или кодон. К настоящему времени составлена карта генетического кода, то есть известно, какие триплеты в ДНК соответствуют той или иной из 20 аминокислот, входящих в состав белков. Как известно, в состав ДНК могут входить четыре азотистых основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин. Оказалось, что многим аминокислотам соответствует не один, а несколько кодонов. Предполагается, что такое свойство генетического кода – вырожденность – повышает надежность хранения и передачи генетической информации при делении клеток.
Очень важное свойство генетического кода – специфичность, то есть триплет всегда кодирует только одну аминокислоту. Генетический код универсален для всех живых организмов от бактерии до человека.

Информационный материал
Текст №4
В цитоплазме обязательно должен быть набор аминокислот необходимых для синтеза белка. Эти аминокислоты образуются в результате расщепления пищевых белков. Кроме того, та или иная аминокислота может попасть к месту синтеза белка, то есть в рибосому, только прикрепившись к специальной транспортной РНК.
Для переноса каждого вида аминокислот в рибосомы нужен отдельный вид тРНК. Так как в состав белков входят около 20 аминокислот, существует столько же видов тРНК. Строение всех тРНК сходно. Их молекулы образуют своеобразные структуры, напоминают своеобразные структуры, напоминающие по форме лист клевера. Виды тРНК обязательно различаются по триплету нуклеотидов, расположенному «на верхушке». Этот триплет получил название антикодон.

Таблица
Заполните таблицу, используя информационный материал и текст параграфа.
Объясните понятия: ген, генетический код, триплет, кодон Место хранения информации о структуре белка Что такое транскрипция Роль иРНК и
тРНК в процессе биосинтеза
белка Что такое
антикодон Значение биосинтеза белка в клетке


Рефлексирование

Заполните таблицу
Вопросы Ответы
1. Чему Вы научились, в ходе исследования на уроке?


2. Какие методы в ходе исследования Вы использовали, чтобы правильно ответить на проблемный вопрос?


3. Довольны ли Вы результатом своей работы? Почему?


4. Какие трудности были при выполнении заданий? Почему?


5. Нравится ли Вам исследовательская работа в группах? Почему?
Категория: Биология
Просмотров: 3902 | Загрузок: 0
Яндекс.Метрика