Приветствую Вас, Гость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ  ПЕДАГОГОВ

 

Жмурова Е.В.

МОУ ТРЦ, г. Черемхово

 

В условиях перехода к информационному обществу, которое характеризуется постоянным ростом объема информации во всех областях человеческих знаний, все более важным становится умение ориентироваться в информационных потоках. Для этого необходимо обладать информационной компетентностью. Эффективная обработка информации, использование ее в профессиональной деятельности требует применение компьютерных технологий, которые оказывают существенное влияние на процессы обучения, особенно в подготовке специалистов для нового общества.

На наш взгляд Интернет в современном обществе уже является универсальной информационно-коммуникационной средой с комплексом своих специфических технологий. Однако проникновение этих технологий в сферу образования существенно отстаёт от развития самого Интернета, его технологических возможностей и образовательного потенциала, доступных по сети информационных ресурсов. В связи с этим особенно остро встаёт вопрос о развитии Интернет-образования и внедрении Интернет-технологий в образовательную деятельность.

Основным субъектом процесса Интернет-образования становится педагог. Процесс приобщения педагогов к Интернет-технологиям оказывает существенное влияние на их общий культурный уровень и является условием формирования  профессиональной информационной компетентности педагогов.

Понятие информационной компетентности на сегодняшний день не является общепринятым и официально определенным.

По нашему мнению информационная компетентность подразумевает владение современными информационными технологиями, понимание их силы и слабости, сферы применения, выработки критического отношения к получаемой информации.

Мы выделяем три основных уровня овладения информационной компетентностью педагогами:

§   мировоззренческий, предполагающий осознание педагогом влияния информационных технологий на развитие современного общества и системы образования, на структуру и содержание современных профессий, осознание социальных последствий информатизации общества (ценности-цели);

§   общеобразовательный, направленный на овладение основными приемами работы на компьютере, его программным обеспечением; использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как  интеллектуального инструмента в процессе учебной и исследовательской  деятельности (ценности-знания);

§   профессиональный, предполагающий накопление и обмен опытом использования ИКТ в  педагогической деятельности, знакомство с компьютерной технологией обучения как новой педагогической технологией (ценности-средства).

Рассматривая первый уровень формирования информационной компетентности педагогов нужно отметить, что информационное пространство глобальной сети Интернет представляет на сегодняшний день довольно значительную часть культурной среды социума. Именно поэтому транслирование обучающимся определенного объема культурных знаний только «традиционными» методами ориентирует их прежде всего на культурные ценности прошлого и отчуждает от ценностей дня сегодняшнего, затрудняя тем самым их вхождение в современный социум.

Очевидно, что в этих условиях профессиональная карьера любого педагога напрямую зависит от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в учебном процессе.

Педагогическим кадрам различных отраслей общественного знания сегодня важно осознать значимость информационных знаний, умений эффективного поиска и обработки информации, использования информационных технологий в реальной педагогической практике.

Общеобразовательный уровень информационной компетентности предполагает овладение педагогами необходимыми приемами работы на компьютере: текстового редактирования; сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде; владение навыками поиска информации на электронных мультимедийных носителях и в сети Интернет; представление информации средствами презентационных технологий; использование средств информационных технологий для транслирования информации и сопровождение образовательного процесса; владение базовыми Интерент-сервисами и технологиями; владение основами технологии построения Web-сайтов.

Но процесс овладения информационными технологиями является непрерывным и требует постоянного пополнения знаний, умений связывать получаемые знания с опытом и практикой деятельности педагогов, делать стремление педагогов к использованию информационных технологий осознанным и стабильным. Тем самым формируется потребность педагога в постоянном самообразовании в области использования Интернет-технологий и переход на профессиональный уровень овладения информационной компетентностью.

В своей работе мы выделяем несколько направлений использования глобальной сети в развитии информационной компетентности педагогов:

§   Широкое внедрение дистанционных форм научно – методической работы, через комплекс on-line конференций, семинаров, грантов и конкурсов, реализации инновационных проектов  на основе интеграции усилий всей педагогической общественности.

§   Создание банков учебно–методической информации разных уровней (через создание блогов, квестов, сайтов, порталов), т.к. Интернет позволяет сделать информацию доступной широкому кругу пользователей сети Интернет и обмениваться опытом работы с педагогами из разных уголков России и не только.

§   Дистанционные обучение педагогов по программам авторских и проблемных курсов и повышение квалификации, а также разработка педагогами собственных дистанционных курсов для учащихся и появление нового статуса – сетевой педагог. Перспективность этого направления очевидна: дистанционное обучение педагогов может производиться без отрыва от основной работы; менее затратное в финансовом плане; возможность одновременного обучения широкого круга педагогов, несмотря на географическую удаленность. Дистанционное же обучение учащихся позволяет им выйти за рамки учебного заведения вне зависимости от места проживания, что позволяет расширить сеть образовательных услуг многократно и обеспечить личностно-ориентированное обучение.

§   Использование педагогами поисковых систем, таких как Google, Яндекс, и т.д. – как источника дополнительной информации в различных областях человеческих знаний и для проведения исследовательских работ. Овладение  приёмами навигации и поиска информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе.

§   Пользование библиотечными ресурсами. Под этим понимается работа в онлайновых библиотеках и использование специализированных поисковых ресурсов в библиотеках обращения.

§   Пользование коллекциями электронных образовательных ресурсов (ЭОР) (например, http://fcior.edu.ru), которые позволяют подбирать бесплатные электронные учебные мультимедиа продукты по каждому учебному предмету. С помощью современных ЭОР, свободно распространяемых в сети Интернет, учитель может разрабатывать авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные траектории для учащихся.

§   Организации широкого сетевого общения, участие в телекоммуникационных проектах (например, Интернет-педсовет www.pedsovet.ru), сетевых сообществах учителей (например, «Интернет-государство учителей» www.intergu.ru), ведение переписки. Получение представлений о Web - форумах и чатах, электронной почте, этике общения в Интернете.

§   Осуществление доступа к различным базам федеральных образовательных ресурсов (www.edu.ru, http://school.edu.ru и др.), где содержатся каталоги ресурсов Интернет, новости образования, тематические коллекции, оперативная информация управленческого характера (по аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров, учащихся; повышению квалификации работников образования и т.п.).

Осознавая необходимость приобщения педагогов к Интернет-технологиям, в ресурсном центре г. Черемхово проводится поэтапное информационное обучение педагогов дошкольного и общего образования, которое строится на принципах: опора на имеющийся у педагога уровень начальных знаний в области компьютерных технологий; приоритет самостоятельного обучения; постоянное информирование о возможности использования современных Интернет-технологий в учебно-воспитательном процессе.

Обучение проводится через организацию семинаров-практикумов: «Поисковая работа в Интернет», «Электронная почта», «Электронные образовательные ресурсы нового поколения» и др. Также на базе ресурсного центра с успехом работают учебные площадки по программам «Intel@ «Обучение для будущего» и «Создание сетевого информационного пространство педагога», где педагоги осваивают разнообразные возможности Интернета, а также создают собственные образовательные ресурсы и размещают их в глобальной сети.

Методистами ресурсного центра создан банк электронных образовательных ресурсов по всем дисциплинам программы общеобразовательной школы, созданы каталоги Интернет-ссылок для дошкольного и общего образования, что позволяет педагогам найти интересующий ресурс в сети Интернет в короткие сроки.

Сайт ресурсного центра (trc.chertown.ru) стал центром, объединяющим все образовательные учреждения города Черемхово. Сайт ориентирован на различные категории пользователей сферы дошкольного и общего образования: педагогов, учащихся и их родителей, администрацию образовательных учреждений, а также всех, кто интересуется проблемами муниципального образования.  С помощью сайта специалистами ресурсного центра также реализуются сетевые конкурсы и проекты: «Сетевой конкурс стихов к 23 февраля», «Сетевой конкурс «Я знаю о Черемхово всё!», проект «Виртуальный школьный музей» и др.

Информационная компетентность педагога носит системообразующий характер по отношению к его педагогической деятельности, так как позволяет развить его человеческие качества, системное научное мышление, воображение, творческие способности. Поэтому в настоящее время важно осознать необходимость информационной подготовки педагогических кадров независимо от специализации, будь то математика, история, искусство, физика или др., так как информационная культура любого педагога расширяет его возможности по использованию передовых педагогических технологий, повышает его профессиональную компетентность и устойчивость в образовательной среде.
Яндекс.Метрика