ИНФОРМАЦИОННО –
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК СПОСОБ
РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Зарипов Роман Рафаилович,
МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №5», г. Иркутск
С 1 сентября 2011 года
начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные
стандарты (ФГОСы). Их введение во многом должно изменить жизнь учащихся. Речь
идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и
использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой,
дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во
внеурочное время. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка,
развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие
его талантов.
Начиная с первого
класса, дети будут учиться применять полученные знания на практике. В этом им будет
помогать современная техника – компьютеры, интерактивные доски, цифровые
измерительные приборы, фотоаппараты и видеокамеры.
Ни
для кого не секрет – компьютер развивает творчество, при правильном и разумном
использовании. Звук, картинки, анимация, видео и текст могут соединяться
различными способами, чтобы сделать материал урока более убедительным, а
объяснение более понятным.
С
развитием передовых технологий, появлением мобильных интерактивных досок и
планшетных компьютеров мы вступаем в новый этап освоения ИКТ в учебном
процессе. Уже сегодня в Росси идет процесс перехода от традиционного (бумажного)
учебника к электронному, мир не стоит на месте и со временем именно электронные
средства обучения должны занять свое место в учебном процессе. Учитель, в силу
своей профессии должен идти в ногу со временем, быть на острие, чтобы показать
возможности, которые несет в себе использование высоких технологий. И с этой
точки зрения технология критического мышления (ТКМ) должна помочь нам в
саморазвитии и самообразовании.
Критическое мышление
означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение
разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.
Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на
веру. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы,
вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные
решения.
Критическое мышление, в
первую очередь, подразумевает психическую активность, которая должна быть
направлена на решение конкретной когнитивной задачи. Люди, мыслящие критически,
должны лучше справляться с решением проблем реальной жизни. Эти навыки должны
обладать долговременным действием и быть полезными в течение десятилетий
критического мышления, которые впереди у большинства из нас.
С точки зрения
дидактики для нашей страны данная технология достаточно нова. С точки зрения
практиков, а технология получила достаточно широкое распространение, известна и
популярна. Этапы (три стадии технологии развития критического мышления вызов,
осмысление, рефлексия) способствуют
умственному восприятию и переработке внешней информации получаемой личностью.
На разных стадиях урока реализуются мотивационная, коммуникационная,
систематизационная и оценочная функции.
Каждую из стадий сопровождает определённый
методический прием, количество этих приемов неограниченно, их достаточно много.
Преимуществом данной технологии может служить тот факт, что выбранная методика
будет работать и прослеживаться в течение всего урока, что значительно
облегчает работу в построение урока по данной технологии.
Использование
информационных технологий позволяет внести разнообразие в ТКМ, усилить прием
или метод. Используя интерактивную доску на стадии вызова, в приеме –
«корзина», с заранее заготовленными возможными шаблонами ответов, мы, во-первых
пробуждаем интерес и вносим нечто новое в процесс обучения и воспитания, а
во-вторых позволяем ребенку более четко воспринимать полученную информацию,
т.к. известно, что большинство людей лучше воспринимают графическую информацию.
Классическая презентация в приеме толстых и тонких вопросов позволяет более
эффективно расходовать время урока, а заранее подготовленные возможные варианты
ответа позволяют обучающимся качественно усвоить материал на стадии рефлексии.
Новые образовательные
стандарты подталкивают нас к тому, что нужно пересмотреть некоторые подходы к
построению урока. Технология развития критического мышления предлагает четкую
канву урока, организуя процесс обучения наиболее эффективно.
Интернет может стать не
только другом, но и врагом ученика. Учитель должен стать эффективным
навигатором ученика. С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи, как
в урочное, так и во внеурочное время. Для побуждения интереса вне школы,
достаточно эффективно можно использовать различные социальные сети, создавать
блоги по предметам, направления обучения, а так же проводить on-line консультации.
С помощью ИКТ появилась
возможность индивидуализировать обучение. Использование ИКТ дает прекрасную
возможность формирования и развития у учащихся мотивации изучения предмета.
Использование в
обучающем процессе современных технических устройств для преобразования
информации из одного вида в другой, а также информационных и коммуникационных
технологий, современных методов и приемов, ведет к анализу и новому пониманию
дидактического процесса, установлению новых принципов обучения.