Приветствую Вас, Гость

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Зарипов Роман Рафаилович,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», г. Иркутск

 

С 1 сентября 2011 года начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Их введение во многом должно изменить жизнь учащихся. Речь идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов.

Начиная с первого класса, дети будут учиться применять полученные знания на практике. В этом им будет помогать современная техника – компьютеры, интерактивные доски, цифровые измерительные приборы, фотоаппараты и видеокамеры.

Ни для кого не секрет – компьютер развивает творчество, при правильном и разумном использовании. Звук, картинки, анимация, видео и текст могут соединяться различными способами, чтобы сделать материал урока более убедительным, а объяснение более понятным.

С развитием передовых технологий, появлением мобильных интерактивных досок и планшетных компьютеров мы вступаем в новый этап освоения ИКТ в учебном процессе. Уже сегодня в Росси идет процесс перехода от традиционного (бумажного) учебника к электронному, мир не стоит на месте и со временем именно электронные средства обучения должны занять свое место в учебном процессе. Учитель, в силу своей профессии должен идти в ногу со временем, быть на острие, чтобы показать возможности, которые несет в себе использование высоких технологий. И с этой точки зрения технология критического мышления (ТКМ) должна помочь нам в саморазвитии и самообразовании.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. 

Критическое мышление, в первую очередь, подразумевает психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи. Люди, мыслящие критически, должны лучше справляться с решением проблем реальной жизни. Эти навыки должны обладать долговременным действием и быть полезными в течение десятилетий критического мышления, которые впереди у большинства из нас.

С точки зрения дидактики для нашей страны данная технология достаточно нова. С точки зрения практиков, а технология получила достаточно широкое распространение, известна и популярна. Этапы (три стадии технологии развития критического мышления вызов, осмысление, рефлексия) способствуют умственному восприятию и переработке внешней информации получаемой личностью. На разных стадиях урока реализуются мотивационная, коммуникационная, систематизационная и оценочная функции.

Каждую из стадий сопровождает определённый методический прием, количество этих приемов неограниченно, их достаточно много. Преимуществом данной технологии может служить тот факт, что выбранная методика будет работать и прослеживаться в течение всего урока, что значительно облегчает работу в построение урока по данной технологии.

Использование информационных технологий позволяет внести разнообразие в ТКМ, усилить прием или метод. Используя интерактивную доску на стадии вызова, в приеме – «корзина», с заранее заготовленными возможными шаблонами ответов, мы, во-первых пробуждаем интерес и вносим нечто новое в процесс обучения и воспитания, а во-вторых позволяем ребенку более четко воспринимать полученную информацию, т.к. известно, что большинство людей лучше воспринимают графическую информацию. Классическая презентация в приеме толстых и тонких вопросов позволяет более эффективно расходовать время урока, а заранее подготовленные возможные варианты ответа позволяют обучающимся качественно усвоить материал на стадии рефлексии.

Новые образовательные стандарты подталкивают нас к тому, что нужно пересмотреть некоторые подходы к построению урока. Технология развития критического мышления предлагает четкую канву урока, организуя процесс обучения наиболее эффективно.

Интернет может стать не только другом, но и врагом ученика. Учитель должен стать эффективным навигатором ученика. С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи, как в урочное, так и во внеурочное время. Для побуждения интереса вне школы, достаточно эффективно можно использовать различные социальные сети, создавать блоги по предметам, направления обучения, а так же проводить on-line консультации.

С помощью ИКТ появилась возможность индивидуализировать обучение. Использование ИКТ дает прекрасную возможность формирования и развития у учащихся мотивации изучения предмета.

Использование в обучающем процессе современных технических устройств для преобразования информации из одного вида в другой, а также информационных и коммуникационных технологий, современных методов и приемов, ведет к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения.

Яндекс.Метрика