Приветствую Вас, Гость

Учитель физики, информатики

МОУ СОШ №5 г. Иркутска

Зарипов Роман Рафаилович

О развитие процессов мышления по средствам ИКТ.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния информационных технологий на человека. Наибольшему воздействию подвержены дети, которые с большим удовольствием смотрят телевизор, чем читают книгу. Огромный поток информации, которая окружает современного человека, во всех сферах его жизни, оказывает особенно наибольшее влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Это приводит к тому, что изменяется характер получения информации. Раньше информацию по любой теме ребенок получал: читая учебник, справочную литературу, конспект урока, слушая лекцию учителя, подключая воображение и один из главных психических процессов, таких как мышление. В сегодняшних реалиях, в век ИКТ, происходит изменение в сознании подрастающего поколения, учащиеся порой с трудом представляют, как происходит той или иной процесс, как выглядит тот или иной объект. В этих обстоятельствах учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации, в совокупности с традиционными методами обучения и современными информационными технологиями. Использование ИКТ на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Применение средств ИКТ в современном образовании основано на реализации большого количества возможностей самих этих технологий. Одна из целей использование средств ИКТ:

ü развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества:

ü развития мышления, формирования системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей умственной деятельности;

ü развитие способности к осмыслению, пониманию и осознанию того, как в условиях одновременного восприятия информации различного вида и из различных информационных источников надо мыслить, чтобы уметь принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

Развитие личности и процессы мышления неразрывно преследуют друг друга. Ведь мыслить — значит стараться обнаружить конкретные связи между нашими действиями и их последствиями, так чтобы они стали продолжением других. Благодаря мышлению становится возможным целенаправленное действие, да и само наличие цели обусловлено мышлением. Отправной точкой для любой мысли служит то, что совершается, но еще не окончилось, не завершилось. Для размышлений необходима заинтересованность в результатах.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это урок, необходимо соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Включение в современный урок мультимедиа или интерактивной доски наряду с традиционными средствами обучения, такими как различные установки и приборы, карты и схемы, наглядные пособия, позволяют усилить мыслительный процесс ребенка, так как всякое мышление есть исследование.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать и обрабатывать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется динамичной, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, подключая мыслительный процесс, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с различными параметрами.

Человек должен понимать, что компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны, в современном образование, процессы мышления и восприятия информации, которые позволяют не просто понять и осознать, а создают условия для развития более продвинутого вида мышления - критического. Мышление, при котором происходит процесс оценки достоверности и точности, способность находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов.

Таким образом, ИКТ, как средство обучения, позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

Яндекс.Метрика