Учитель
физики, информатики
МОУ
СОШ №5 г. Иркутска
Зарипов
Роман Рафаилович
О
развитие процессов мышления по средствам ИКТ.
В настоящее время наблюдается все
большее увеличение влияния информационных технологий на человека. Наибольшему
воздействию подвержены дети, которые с большим удовольствием смотрят телевизор,
чем читают книгу. Огромный поток информации, которая окружает современного
человека, во всех сферах его жизни, оказывает особенно наибольшее влияние на
воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Это приводит к тому, что
изменяется характер получения информации. Раньше информацию по любой теме
ребенок получал: читая учебник, справочную литературу, конспект урока, слушая лекцию
учителя, подключая воображение и один из главных психических процессов, таких
как мышление. В сегодняшних реалиях, в век ИКТ, происходит изменение в сознании
подрастающего поколения, учащиеся порой с трудом представляют, как происходит
той или иной процесс, как выглядит тот или иной объект. В этих обстоятельствах
учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации, в
совокупности с традиционными методами обучения и современными информационными
технологиями. Использование ИКТ на уроке позволяет сделать процесс обучения
мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Необходимо научить
каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и
использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень
важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и
увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Применение
средств ИКТ в современном образовании основано на реализации большого
количества возможностей самих этих технологий. Одна из целей использование
средств ИКТ:
ü развитие
личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях
современного информационного общества:
ü развития
мышления, формирования системы знаний, позволяющих осуществлять построение
структуры своей умственной деятельности;
ü развитие
способности к осмыслению, пониманию и осознанию того, как в условиях
одновременного восприятия информации различного вида и из различных
информационных источников надо мыслить, чтобы уметь принимать оптимальное
решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
Развитие личности и процессы мышления
неразрывно преследуют друг друга. Ведь мыслить — значит стараться обнаружить
конкретные связи между нашими действиями и их последствиями, так чтобы они
стали продолжением других. Благодаря мышлению становится возможным
целенаправленное действие, да и само наличие цели обусловлено мышлением.
Отправной точкой для любой мысли служит то, что совершается, но еще не
окончилось, не завершилось. Для размышлений необходима заинтересованность в
результатах.
При подготовке к уроку с
использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это урок, необходимо
соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного
подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет
его.
Включение
в современный урок мультимедиа или интерактивной доски наряду с традиционными
средствами обучения, такими как различные установки и приборы, карты и схемы,
наглядные пособия, позволяют усилить мыслительный процесс ребенка, так как всякое
мышление есть исследование.
Разнообразный
иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс
обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и
психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать и
обрабатывать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем
и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется
динамичной, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Интерактивные
элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к
активному, подключая мыслительный процесс, так как учащиеся получают
возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать
информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту,
с повторением виртуального эксперимента с различными параметрами.
Человек
должен понимать, что компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь
многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны, в современном
образование, процессы мышления и восприятия информации, которые позволяют не просто
понять и осознать, а создают условия для развития более продвинутого вида
мышления - критического. Мышление, при котором происходит процесс оценки
достоверности и точности, способность находить причины и альтернативные точки
зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов
и аргументов.
Таким
образом, ИКТ, как средство обучения, позволяют добиться решения основной
задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
развития критического и творческого мышления.