Приветствую Вас, Гость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В 5-ОМ КЛАССЕ.

         Использование икт на уроках литературы восточной сибири в 5-ом классе.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре  — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Преподавая русский язык и литературу в 5-ом классе, я заметила, что эти дисциплины, как и другие, нуждаются в применении ИКТ. Вызвать интерес у ребенка к изучению русского языка и литературы достаточно сложно, но все-таки возможно. Мною были разработаны мультимедийные презентации, которые позволяют  не только оживить материал и сэкономить время, но и привлечь ребенка к дальнейшей совместной деятельности по составлению подобных презентаций.

Не секрет для учителей-словесников, что качественную полиграфическую продукцию для уроков русского языка литературы (портреты писателей и поэтов, схемы, таблицы и пр.) отыскать очень трудно. Здесь на помощь придут Интернет-ресурсы и зарекомендовавшая себя презентация. Так я использую презентации на уроках литературы, в которые включаю портреты писателей и поэтов, фотографии из домов-музеев и пр. На уроках литературы презентация выступает как иллюстративный материал, а не как самоцель урока.

Помимо презентаций я использую некоторые методы дистанционного обучения. Например, на уроках русского языка в 7-ом классе я даю такое задание учащимся с повышенным уровнем знаний: зайти на мою страницу в Майл.ру, пройти по ссылке «Карточки по причастию», скачать или копировать задание, выполнить в текстовом редакторе MSWord, и отправить опять на мою страницу. Так я могу без особых затрат времени и сил просмотреть работы учащихся, повысить не только уровень их знаний, но и уровень владения компьютером.  Если, ребенок по какой-то причине не может отправить выполненную работу, у него всегда есть выбор показа работы на бумажном или любом другом электронном носителе. На свои уроки я разрешаю приносить материал, взятый из сети интернет, который затем коллективно обсуждается; делается вывод о его правомерности (биография какого-либо автора). При этом я всегда обращаю внимание своих учеников на то, что у каждого материала, у каждого рисунка и фотографии есть свой автор, но которого мы ОБЯЗАНЫ ссылаться. Так, я напоминаю детям «Закон об авторском праве».

На уроках литературы Восточной Сибири мною используются все те же мультимедийные презентации. Использую я их двух видов: составленные мной, составленные совместно с учениками. Причина использования этого средства объясняется отсутствием необходимой литературы и иллюстративного материала. Так получилось, что мы, живя в самом центре Восточной Сибири, мало что знаем о ее истории, коренных народах, их культуре и пр. Мы даже не всегда знаем писателей родного края. И если ведется курс «Литература Восточной Сибири» (далее ЛВС), то зачастую поверхностно и бездушно, хотя программа и УМК разработаны, как раз на духовное обогащение сибирских школьников текстами родных авторов.

С самых первых уроков, я предлагаю детям собирать различный материал (на разных носителях) об истории Сибири, родного города (Зимы), района, близлежащих поселков (Ухтуй, Самара, Масляногорск и др.). Полученную информацию мы закрепляем на электронном носителе. Затем во внеурочное время мы составляем презентацию и используем ее на уроках ЛВС.

При изучении сказок народов Сибири я предложила детям собирать различные фотографии, информацию, книги о бурятах, тофаларах, эвенках. Но главной нашей целью было – проследить, как культура этих народов отразилась в сказках. После прочтения сказок бурятских, тофаларских и эвенкийских сказок выяснилось, что сказки во многом ребенку непонятны. Например, почему в тофаларских сказках фигурирует изюбрь и сохатый, а в бурятских 2 или три мира. И тогда мы совместно с ребятами решили пристальней присмотреться к культуре древних народов Сибири, чтобы хоть что-нибудь понять в сказках.

Класс был поделен на 3 группы, внутри групп образовались в свою очередь еще группы: те, кто набирает информационный текст, те, кто ищет иллюстрации к тексту. Мной был предложен следующий план оформления информации:

1. Происхождение названия народа.

2. Природные условия

3. Национальное жилище, одежда (цвет в одежде).

4. Народные верования, представление мира.

         Почти неделю мы собирали материал, обсуждали его. Активно использовали информацию, так называемых, Википедий из Интернета. Затем оформляли презентацию (каждая группа свои слайды). После соединения слайдов получилось почти монументальное полотно (!), созданное руками детей. Этим конечно они (дети) и были горды – может быть, в первый раз им доверили серьезное дело.

   На уроке каждая группа представила свое сообщение. В результате урока была оформлена таблица:

Название народа

История и культура народа (природные условия, быт, обряды и пр.)

Отражение культуры в сказках

Буряты

Тофалары

Эвенки

Последнюю графу таблицы заполняли коллективно, в процессе обсуждения сообщения группы. В итоге урока учащиеся ответили письменно на вопрос: Понравилось ли вам наше путешествие? Что останется у нас после такой экскурсии?  Таким образом, мы решили сразу несколько проблем: - мотивация к чтению; повышение уровня владения ИКТ учащихся и учителя; повышение интереса к своему предмету. И такие уроки мы проводим регулярно.

         Помимо презентаций на уроках ЛВС мною используются (как и в случае с 7 классом) некоторые методы дистанционного обучения. Например, при изучении рассказа С.Устинова «Любопытный бурундук», мною было предложено следующее задание: найти изображение бурундука, которое бы отражало суть рассказа и отправить это изображение по электронной почте на мою страницу, или принести на любом носителе. Это задание выполнили 5 человек из 26-ти (1 из которых принес фото бурундука из личной фотоколлекции).

         Кроме этого, я часто предлагаю детям обращаться на сайт Иркутской областной библиотеки им. Марка Сергеева (Писатели Приангарья детям http://detstvo.irkutsk.ru/news-archive.htm). И, в начале каждого урока, мы обсуждаем - какие книги были прочитаны, какие авторы нами были открыты.

         Но самым любимым для детей методом является метод коллективного выхода на сайт журнала «Сибирячок» http://www.sibiryachok.baikal.ru/. В сентябре 2010 нами было решено, обязательно, поучаствовать в следующем конкурсе, который будет проводиться журналом.

         Таким образом, те формы и методы, которые я использую на уроках ЛВС, помогают мне привлечь внимание ребят к своему предмету, расширить представление ребят о писателях Приангарья; направить их на творчество.

         На каждый урок ЛВС я иду с радостью, потому что знаю, что дети готовы к уроку, активно будут сотрудничать со мной (я читаю в электронной почте не только отзывы детей, но и их родителей), я буду видеть заинтересованные взгляды. И во многом добиться таких результатов мне помогает использование ИКТ: слайдовая презентация и некоторые методы дистанционного обучения.

Закусило А.А. учитель русского языка и литературу. МОУ СОШ №1 г.Зимы

Яндекс.Метрика