Приветствую Вас, Гость

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ НА ПРИМЕРЕ МОЗГОВОГО ШТУРМА В 10-М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ»

 

Захарова Ольга Валентиновна,

МБОУ г. Иркутска «Лицей №1»

 

К сожалению, современные школьники считают уроки физики непонятными, скучными, а потому ненужными. Учащиеся часто сталкиваются с такими явлениями, механизм протекания которых наглядно нельзя увидеть, следовательно, необходимо абстрактно мыслить. Одним из таких сложных вопросов при изучении физики в 10-х классах, является понимание «Газовых законов». Важно сделать так, чтобы процесс обучения физики не превращался для учеников в скучное однообразное занятие, а стал для каждого познавательным и интересным.

Необходимо отметить, что наличие, у учащихся интереса к предмету относится к тому ряду педагогических явлений, которые в большей степени определяются деятельностью учителя. А интерес к предмету является предпосылкой для появления его разновидности - познавательного интереса. Ведь именно наличие познавательных интересов у школьников способствует их активности на уроках, росту качества знаний, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

В настоящее время, можно повысить эффективность обучения за счет использования компьютеров на уроках физики. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя учителю продемонстрировать почти "живьём" многие физические эффекты, которые обычно мучительно и долго объясняются "на пальцах". Кроме того, компьютерные модели позволяют учителю организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности.

Компьютерная поддержка урока может быть разнообразной:

·     Видео- и анимационные фрагменты – демонстрации физических явлений, классических опытов, технических приложений (их источниками могут служить всевозможные компьютерные программы по физике, сайты Internet).

·     Материалы для тестового контроля (итогового, рубежного, диагностического).

·     Комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов в компьютерном эксперименте.

·     Проведение компьютерных лабораторных работ.

·     Использование в лабораторных работах встроенных математических программ вычисления результатов, построения графиков, расчета погрешностей.

·     Создание физических моделей технических устройств и процессов в специальных средах, развивающих интуитивное мышление.

·     Включение в ход урока исторического и справочного материала.

·     Наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, требующих поиск и преобразование информации.

·     Анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления и систематизации изучаемого материала.

В данной работе предложена методическая разработка урока с использованием компьютерной модели по формированию понятия «Газовые законы». В качестве наглядного материала для проведения уроков создана презентация в программе MS PowerPoint2003.

Урок – мозговой штурм по теме "Газовые законы".

 Цель урока: установить зависимость между двумя макропараметрами газа, при неизменном третьем параметре.

Задачи урока:

1.     Образовательные:

- ввести понятие об изопроцессе; получить газовые законы, доказать их справедливость экспериментом;

- сформировать умения выделять и описывать изопроцессы.

2.     Развивающие:

- вырабатывать умения объяснять газовые законы на основе положений МКТ;

- описывать состояние и изопроцессы идеального газа, в том числе определять микро - и макропараметры; давать и объяснять графическое изображение процессов.

3.     Воспитательные:

- формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу,

- развитие  культуры общения и культуры ответа на вопросы;

- развитие умения выслушивать других при работе в классе, в группах.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Проектор, экран, компьютеры, рабочие папки для каждой группы.

ХОД УРОКА

1.     Повторение темы "Уравнение состояния идеального газа”.

2.     Организационный момент.

3.     Новая тема – мозговой штурм.

4.     Закрепление.

5.     Итоги (обратная связь).

6.     Домашнее задание.

1. Повторение темы "Уравнение состояния идеального газа”.

Повторение – в форме фронтального опроса с записью на доске основных формул.

Вопрос

Предполагаемый ответ

Что мы называем идеальным газом?

Идеальный газ – это газ, взаимодействие, между молекулами которого пренебрежительно мало.

Какое уравнение называют уравнением состояния данного вещества?

Уравнение, выражающее связь между макроскопическими параметрами состояния вещества, называется уравнением состояния этого вещества.

Записать уравнение состояния идеального газа в классическом виде. В честь каких учёных названо данное уравнение?

pV/T=mR/М

Уравнение Менделеева-Клапейрона

Как правильно записать уравнение Клапейрона?

p1V1/T1 = p2V2/T2

pV/T =const, при m =const.

 

2. Организационный момент.

На прошлом уроке мы познакомились с уравнением состояния идеального газа. На основании знаний, полученных на прошлом уроке, мы с вами сегодня постараемся вывести газовые законы, вытекающие из уравнения Менделеева - Клапейрона. Поэтому тема нашего урока "Газовые законы” и мы должны в конце урока знать:

1.     Изопроцессы.

2.     Газовые законы.

3.     Уметь графически изображать данные изопроцессы.

3. Новая тема – мозговой штурм.

Учитель: С помощью уравнения состояния идеального газа можно исследовать процессы, в которых масса газа и один из трёх параметров – давление, объём или температура – остаются неизменными.

Определение: Количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра называют газовыми законами.

Процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров, называют изопроцессами.

Мы с вами в уравнении идеального газа рассматриваем три параметра. Какие? Температура, объём, давление.

1.     Процесс, в котором Т=const называется – изотермическим.

2.     Процесс, в котором V=const называется – изохорическим (изохорным).

3.     Процесс, в котором p=const называется – изобарическим (изобарным).

Во время названия изопроцессов, учитель достаёт и показывает таблички с названием процессов и ставит их на столы, где уже лежат рабочие папки (обычно рабочая группа состоит из четырёх человек, т.е. объединяются две парты).

Учитель: Итак, возникает вопрос: Изменится ли уравнение Менделеева - Клапейрона, если мы оставим неизменным один из трёх параметров, т.е. если:

1.     Т= const

2.     V= const

3.     р = const

Вам предстоит ответить на этот вопрос, вывести получившиеся уравнения, сформулировать данный закон.

Для разрешения этой проблемы, вы сегодня разделены на 3 группы по 8 человек. Над каким процессом работает каждая группа, указано на ваших столах. Для работы в группах, вам необходимо выбрать:

Капитана, который может подойти ко мне с любым вопросом; секретаря – ответственного за все записи в группе; выступающего от группы у доски.

Даю 1 минуту на распределение обязанностей в группе и прикрепления бейджиков. Все портфели розданы, на каждую группу выдана рабочая папка, в ней лежит задание и дополнительный материал. Приступить к выполнению задания – время на подготовку 5 минут.

Время работы в группах прошло. Выступающие приглашаются к доске.

Защита у доски по плану:

1.     Название изопроцесса.

2.     Вывод закона.

3.     Название закона.

4.     Графики.

5.     Историческая справка.

Время выступления 4–5 минут.

4. Закрепление.

Показ отрывка (6 минут).

5. Итоги (обратная связь).

По записи на доске, учитель повторяет все законы, изопроцессы, рассматриваются все графики и ещё раз даются все определения и формулировки законов. После чего учитель закрывает доску.

У: Для того чтобы выяснить, как вы поняли сегодня тему, проведём небольшой тест. Открыли тестовые задания на столе компьютера и выполнили задания прямо в нём. Время выполнения 5 минут.

6. Домашнее задание.

Учитель: домашнее задание (учебник А.А. Пинский): повторить  §16,17; § 18; упр18(1-6); подготовиться к лабораторной работе.

Содержание рабочей папки

Бэйджики: капитан, секретарь и выступающий.

Инструкция

1. Из уравнения Менделеева - Клайперона pV/T=mR/М при m, М =const вывести новое уравнение если: Т= const; V= const; р = const. Каждой группе для своего изопроцесса.

2. Сформулировать закон по выведенной математической формуле.

3. Построить графики изопроцесса в pV, VT, pT координатных осях.

4. Подготовить историческую справку, используя дополнительный материал.

5. План ответа:

1.   Название изопроцесса.

2.   Вывод закона.

3.   Название закона.

4.   Графики.

5.   Историческая справка.

Время выступления 4–5 минут.

Яндекс.Метрика