Приветствую Вас, Гость
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Загвоздина Л.З.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», г. Братск
 
"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком,
 последнее - за учителем"
Коллингс
 
Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее, моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности учащихся.
В качестве основной образовательной цели выдвигается овладение обучаемым новыми способами деятельности, самим деятельностным подходом, что должно обеспечить ему полноценную возможность понимать, осознавать, анализировать. Выполнение учебных проектов требует овладения новыми видами умений и навыков, способами деятельности, а возможность реализации задач проекта различными путями и средствами.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения
Проектная деятельность даёт возможность раскрыться каждому ребёнку. При таком виде работы учитываются все психологические особенности, интересы, возможности  каждого из учащихся.
 
Так, для чего нам нужен проект, какую роль он играет в жизни ученика?:
1. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности.
2. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
3. Принимать самостоятельные аргументированные решения.
4. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
 
Хочется выделить наиболее важные задачи, которые должны решаться при работе над проектом:
1. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся.
2. Развитие организационных, ораторских умений учащихся.
3. Связь работы над проектом с проблемным обучением, информационными технологиями.
4. Привлечение к проектной деятельности преподавателей разных дисциплин и учащихся 1-11 классов.
5. Продолжать работу по системе критериального оценивания учащихся в процессе проектной деятельности.
Основой успешности личности в этих условиях будет конкурентоспособность. А в основе конкурентоспособности лежит компетентность – способность решать сложные реальные задачи.
Сегодняшние школьники должны обладать компетенциями:
ü    ключевые компетентности – формирование которых должно происходить на всех предметах школьного цикла. К компетентностям данного направления можно отнести: умения работать с текстом, умения обрабатывать информацию разного рода, умение работать в группе и т.д.
ü    обобщенные предметные умения, к которым относятся умения решать классы задач в рамках предмета;
ü    прикладные предметные умения – умения применять полученные на уроках знания в других предметных областях;
ü    жизненные навыки – к ним можно отнести умения считать деньги (стоимость покупки, оплата различного вида услуг), умение написать заявление и т.д.
Хорошо  известным способом применения компьютера на уроке является использование компьютера в качестве демонстрационного устройства. С этой целью в школе, кроме компьютерных классов, имеется методический кабинет, позволяющий оперативно организовать урок с компьютерной поддержкой по любому предмету в любое время, учитель всегда может подготовиться к уроку, выйти в Интернет, найти необходимый ему к уроку материал, в школе имеются два мультимедийных проектора. Учителя, имеющие более высокий уровень готовности (ИКТ-компетентность), имеют возможность сами разработать УМП по своему сценарию.
Разнообразие компьютерных уроков способствует эффективному усвоению учебного материала. Учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказывает» материал  вместо него компьютер.
Внеурочная деятельность – является логическим продолжением урочной деятельности. Необходимо отметить, что создание качественных мультимедийных продуктов (проектов) невозможно только на основе знаний новых информационных технологий, пусть даже и самых обширных. Качество продукта складывается из многих составляющих, но главным остается его содержание. При создании учащимися мультимедийных проектов по истории, литературе, обществознанию, химии, экологии и другим предметам часто требуется консультация учителей-предметников. В процессе работы над проектом формируется творческая группа из учителей и учащихся, благодаря тесному сотрудничеству которых  в проекте удачно реализуется  опыт творческой деятельности учителей,  научно-исследовательский подход к изучаемой проблеме и творчество учащихся.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие исследовательской, творческой задачи, требующей интегрированного решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования ( использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных наблюдений и пр.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов,  просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
В ходе реализации проекта в школе формируется уровень ключевых компетентностей учащихся:
  1. Готовность к самообразованию – то есть способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении поставленной задачи, оценивать необходимость той или иной информации, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях,  самостоятельно осваивать знания и умения,  необходимые для решения поставленной задачи.
    1. Готовность к использованию информационных ресурсов – то есть способность делать аргументированные выводы,  использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности,  позволяет ученику принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
    2. Готовность к разрешению проблем – то есть готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других учащихся, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения,  позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
    3. Технологическая компетентность – то есть готовность к пониманию инструкции, описания технологии,  алгоритма деятельности,  к четкому соблюдению технологии деятельности,  позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии,  технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.
    4. Готовность к социальному взаимодействию – то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, позволяет использовать ресурсы других людей для решения поставленных задач.
    5. Коммуникативная компетентность – готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении при защите проекта, позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Информационные ресурсы:
  1. Селевко Г.К.Педагогические технологии на основе информационно-коммутативных средств - Москва. НИИ школьных технологий.2005
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Профессиональное образование. – 2002. № 5. – С.17-20 .
  3. Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. – 1994. №3. – С.3-14.
Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». – http://www.ed.gov.ru/ntp/fp
Яндекс.Метрика