Приветствую Вас, Гость

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Загвоздина Любовь Зиноновна,

МАУ «Центр развития образования» г. Братска

 

В статье 32 закона РФ N 3266-1 «Об образовании» написано «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

Итак, дистанционное обучение (ДО) – тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга учителя  и ученика, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Рассмотрим несколько видов дистанционного обучения:

Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) - совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Кейс-технология – вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов традиционным или дистанционным способом.

ТВ-технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки учащимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов.

Сетевая технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения учащихся учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемым.

Индивидуальное дистанционное обучение – дистанционное обучение по месту проживания (нахождения) обучающегося, располагающего необходимыми аппаратно-программными средствами для обеспечения телекоммуникаций и обучения.

Основными элементами ДО являются: среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);  методы, зависимых от технической среды обмена информацией.

Для организации дистанционного обучения существуют различные формы занятий:

ü Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

ü Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

ü Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты.

«Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» - это одно из направлений национального проекта «Образование». Получение полноценного образования не всегда доступно детям с ограниченными возможностями, это связано с понижением нагрузки и уменьшением количества занятий при домашнем обучении, отсутствием соответствующего оборудования, а зачастую и специально обученных педагогов. Для преодоления барьера, возникающего между ребенком-инвалидом и социумом для его успешной дальнейшей адаптации, и была принята программа "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование". Её задача – помочь детям школьного возраста с ограниченными возможностями получить доступное и качественное образование с помощью интернета. Это полноценная школа, но только дистанционная. Учащиеся этой школы – дети, имеющие инвалидность, которым показано надомное обучение.

Цель дистанционного обучения детей-инвалидов - обеспечить качественное общее образование детей – инвалидов, нуждающихся в обучении на дому. Организацией, руководством и координацией деятельности по проекту занимаются Министерство образования и науки РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Проект реализует программы основного общего, среднего (полного) общего образования. Проблема создания системы для дополнительного обучения больных детей и детей-инвалидов, в составе которой бы имелся раздел методического обеспечения обучения больных детей и детей-инвалидов с помощью новейших технологий, поднимается впервые. Процесс обучения детей с хроническими заболеваниями имеет следующие особенности, которые могут быть решены в рамках предлагаемого проекта:

ü  ограничение передвижения и в связи с этим нерегулярность посещения школьных занятий:

ü  сокращение количества часов учебной нагрузки;

ü  щадящий режим обучения;

ü  ограничение возможности развития творческих способностей;

ü  и др.

В рамках программы каждому ребенку выдается в бесплатное пользование компьютер и специализированное дополнительное оборудование к нему, компенсирующее особенности развития ребенка, настраивается программное обеспечение, устанавливаются сканер, принтер, веб-камера, цифровой микроскоп и обеспечивается доступ в Интернет.

Для проведения уроков специальное оборудование устанавливается также в Центре развития образования города Братска. Дети-инвалиды будут иметь  возможность общаться со сверстниками, получать полноценное образование, будут осваивать технологии, которые могут стать основой для будущего трудоустройства.

Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование. В Братске на помощь таким детям пришло дистанционное обучение, к проекту подключены дети, не имеющие медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

Опыт развития дистанционного обучения детей-инвалидов и учащихся общеобразовательных школ чрезвычайно важен для российского образования.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.

При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме.

Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости.

Специальная учебная среда позволяет контролировать "посещаемость”, активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке. Эта среда обучения позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями, коммуникацию в различных формах. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между учителем и учеником, так и между учениками. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно  прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений – как учителями, так и учащимися. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени, провести «классное собрание». Сервисы «Диалог», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации учителя и ребенка: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» (аналог учительской в традиционной школе) дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

При реализации программы учитывается уровень подготовленности детей к работе с компьютером на дому и степень безопасности такого обучения для их здоровья. Обучение будет производиться по специально разработанным индивидуальным программам. При этом предусмотрена интерактивная видеосвязь с учителем, который сможет оценить процесс усвоения учеником знаний.

Учителя на дом вызывали?

Оказывается, для этого достаточно кликнуть компьютерной мышкой.

Дистанционное обучение детей-инвалидов в Братске сегодня набирает обороты.

 

Литература:

1.     Дистанционное обучение. Учеб. Пособие /под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998;

Карпенко М.П. Развитие информационно-спутниковой образовательной технологии в Современном гуманитарном университете. Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №5.

Яндекс.Метрика