Приветствую Вас, Гость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Вильтовская Г.А.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», Эхирит-Булагатский

район

 

Компьютерные презентации, созданные с помощью программы Microsoft PowerPoint, уже прочно вошли в процесс преподавания различных учебных предметов. Русский язык, разумеется, не стал исключением.

Информационные технологии сами по себе несут огромный дидактический потенциал.

Ученик становится не просто субъектом педагогического процесса, но и исследователем, умеющим самостоятельно и творчески, в меру своих способностей выявлять и решать широкий круг задач гуманитарного и научного общения с окружающим миром, делать заключения и давать необходимые пояснения.

Пришел тот день, когда учитель, овладев умением пользоваться информацией, осмысливать её, манипулировать ею, хранить, передавать на далекие расстояния, систематизировать её в те или иные системы сможет пользоваться информацией мощных предметных сетевых банков данных и учить этому школьников.

Компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Кроме того считается, что компьютер можно применять на уроках математики, черчения, информатики, физики, то есть точных науках, но не гуманитарного цикла. Не забывайте, что сначала было Слово…

Поэтому надо внятно сказать, что нам нужно? Чего мы хотим? Какие решаем задачи?

Если мы хотим воспитать послушного исполнителя, то нам достаточно тех технических средств, которые позволяли бы жестко регламентировать и дозировать информацию, предназначенную для ученика. Если мы хотим воспитать человека самостоятельно творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы, нам потребуются иные средства обучения, иные методические и педагогические подходы и решения.

Если задача школьного образования – развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умения приобретать новые знания, работать с различными источниками информации – это другой подход, требующий строить всю систему образования в расчете на прогнозирование потребностей личности, общества и государства.

В данной статье мы не будем рассматривать техническую сторону работы с программой  PowerPoint – об этом написано множество книг. Нас будут интересовать наиболее общие требования к созданию презентации и работе с ней в классе, связанные с особенностями восприятия информации слушателями.

Так о чем же должен знать учитель, начинающий работу над презентацией?

Мультимедийные презентации – это способ представления информации с помощью компьютерных программ, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание.

Разумеется, в нашем  случае речь идет о представлении учебной информации в процессе обучения.

Прежде, чем приступить к созданию презентации,  мне пришлось изучить достаточно много разнообразной литературы и выявить сильные и слабые стороны мультимедийных презентаций.

Итак, каковы же сильные стороны мультимедийных презентаций?

·        Компьютерные презентации позволяют сделать учебный материал наглядным и убедительным.

·        Облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

·        Презентации значительно облегчают показ схем, рисунков.

·        При организации структуры занятия презентации могут быть использованы на различных этапах изучения темы.

·        Использование анимации активизирует внимание, позволяет передать логику развертывания мысли.

·        Есть возможность воспроизводить аудио- и видеофрагменты.

·        Компьютерные файлы с презентациями легко копируются и трансформируются.

    Что затрудняет работу с мультимедийными презентациями?

·        Необходимость специальной техники (компьютер, проектор, электронная доска) и её обслуживания.

·        Отсутствие определенных навыков работы с проекционным оборудованием.

·        Отсутствие навыков работы с компьютерными программами для создания презентаций.

·        Необходимость затрат времени на создание мультимедийных ресурсов.

·        Отсутствие навыков работы с презентацией в классе: неумение сочетать слово учителя с показом слайдов (простое зачитывание информации на слайдах, отсутствие комментария учителя)

В одной из статей перед началом работы по созданию презентации предлагается ответить на следующие вопросы:

·        Могу ли я обойтись без этой презентации? (Презентации необходимы далеко не на каждом уроке! Возможно, работа с мелом и доской будет более эффективной.)

·        Какова учебная цель будущей презентации (сообщение нового материала, обобщение материала, разбор тренировочных заданий ит.д.)?

·        Чем будет дополнен материал презентации (комментариями учителя, работой с мелом у обычной доски, работой с электронной доской и т.п.)

·        Какой будет деятельность учащихся (списывание материала в тетрадь, устное/письменное выполнение заданий ит.д.)?

·        Каким оборудованием я буду пользоваться?

·        Чем я смогу заменить работу с презентацией, если выйдет из строя оборудование, отключат свет ит.п.?

      Изучив многочисленную литературу и ответив на поставленные вопросы, при планировании открытого урока я предложила учащимся 6 класса, посещающим уроки информатики, создать совместную презентацию. Предложение вызвало интерес. Обсудив тему урока-лабиринта «Имя существительное», распределив учащихся на группы: (филологи  собирают материал к уроку, и программисты непосредственно готовят презентацию), мы приступили к работе.

       Создавая презентацию, мы опирались на правила.

Первое правило: Соблюдайте единство оформления на всех слайдах презентации.

Второе правило: Не занимайтесь «украшательством»!

                             Помните, что презентация должна привлекать внимание безупречной логикой, ясностью, доступностью изложения материала.

       Но мои ученики-шестиклассники еще маленькие, и им хотелось использовать в слайдах побольше ярких красок, различных картинок, фигурок, смайликов. Филологи представили интереснейший материал: пословицы, стихотворения, сами составляли некоторые задания.

 


 

Особый интерес вызвала работа над созданием слайдов «Препятствие№1» и «Практическая часть»

 

 

 

Учащиеся долго обсуждали дизайн, размер шрифта, содержание слайда.

 

 

 


Поскольку это был урок-обобщение изученного материала по теме: «Имя существительное», часть слайдов с заданиями создавала я сама, опять же соблюдая правило:

При продолжительности занятия 40-45 минут слайдов должно быть около20. У нас их было17.

Урок прошел очень интересно, учащиеся чувствовали себя исследователями, умеющими творчески подходить к решению проблемных ситуаций  на занятии.

А я попыталась решить одну из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.  Общение же с компьютером прививает интерес к русскому языку, и я убеждена, что это путь к приобретению знаний.



Литература

1.Вашкевич Э.В. Видеосамоучитель. PowerPoint 2007. Эффективные презентации на компьютере СПб., 2008.

2.Лоу Д. Microsoft PowerPoint 2007 для чайников. М., 2008

3. Елизаветина Т.М. Компьтерные презентации: От риторики до слайд-шоу. М., 2004

Яндекс.Метрика