Приветствую Вас, Гость

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Верещагина Елена Николаевна,

МБОУ г. Иркутска «Лицей №1»

 

1. Принципы обучения на основе информационных технологий.

Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования, процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер. Обучение на основе информационных технологий отвечает следующим принципам:

·          Принцип модульности обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию в обучении, самостоятельность обучающихся, ступенчатость, вариативность, структуризацию, разделение на блоки учебного материала.

·          Принцип системного квантирования предполагает дозированность учебного материала, системность работы с ним, экономию учебного времени.

·          Принцип проблемности включает конгломерацию следующих составляющих: рефлексия, корректировка действий при применении правил в новых условиях письма, мотивация, сознательность, прочность, логичность выводов при столкновении с противоречивыми и рассогласованными фактами из области орфографии.

·          Принцип когнитивной визуализации содержит требования принципов доступности, наглядности, познавательной активности, эстетической и эмоциональной направленности обучения.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности, что ведет к осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников,  средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изученному предмету. Правильно организованная работа с информационными средствами может способствовать в частности росту познавательного и коммуникативного интереса учащегося, что, в свою очередь, будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

2. Проблемы, решаемые информационными технологиями.

Давайте попытаемся определить, какие же проблемы призваны решить информационные технологии. Все моменты, касаемые положительного влияния ИКТ на образовательный процесс, можно разделить на две группы: общеобразовательные и частные. К общеобразовательным можно отнести следующие положения:

1. Информационные технологии призваны научить применять свои знания на практике (проводить исследования на основе полученных знаний, использовать их для создания продукта и т.д.)

2. Развитие личности ученика, которая органично впишется в современное общество. Основное противоречие системы образования – противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что заставляет педагогику отказаться от устоявшегося образовательного идеала всесторонне развитой личности и сформулировать новый – максимальное развитие способностей человека к самореализации.

К частным относится:

1. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.

2. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний. На уроке освобождается время для дополнительных заданий по развитию навыков всех видов речевой деятельности.

3. Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется. Учитель теперь не источник знаний, а менеджер процесса обучения, главными задачами которого становятся управление познавательной деятельностью обучаемого и диагностика его психологического состояния.

Разработка урока с использованием ИКТ возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы:

- источник учебного материала (электронный учебник, задания для самостоятельной работы, аудио – видео материалы для аудирования и т. д.)

- поддержка учебного материала (задания, тесты, упражнения и т. д.)

- иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, презентации, слайд-шоу и т.д.)

3. Возможности предъявления учебной информации.

Информационные технологии изначально расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности; увеличивают возможности постановки учебных задач и управления учебным процессом.

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

- при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программа презентаций PowerPoint)

- закрепление изложенного материала  (обучающие программы)

- система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы)

- самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Репетитор»,  энциклопедии, развивающие программы).

- тренировка конкретных способностей обучаемых (внимание, память, мышление)

4. Эмоциональное восприятие лингвострановедческого материала на уроках иностранного языка.

 Нас интересует повышение эффективности воздействия ИКТ  на развитие эмоционального восприятия лингвострановедческого материала на уроках иностранного языка.

Как известно, с помощью органов слуха воспринимается лишь 15 % информации, с помощью органов зрения – 25 %, при комплексном восприятии информации с помощью слуха и зрения эффективность восприятия информации увеличивается до 65%.

Конечно, достигнуть этого можно и другими методами и средствами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске и т. д.). Но компьютерные технологии, бесспорно, создают более высокий уровень наглядности, повышают эффективность восприятия лингвострановедческого материала на уроке, дают возможность продемонстрировать страноведческий материал, а не рассказывать о достопримечательностях и интересных местах и событиях стран изучаемых языков. Восприятие на эмоциональном уровне образа жизни, культуры, морально-нравственных ценностей способствует более глубокому пониманию эмоциональной культуры нации, мотивирует к речевой деятельности.

Возможность визуализации живого общения носителей языка в естественных условиях средствами ИКТ помогает учителю решать следующие задачи:

-  вырабатывать правильную артикуляцию;

- демонстрировать мимическое сопровождение речи соответствующее эмоциональному состоянию говорящего;

- формировать представление об эмоциональной культуре общения носителей языка;

-получать речевой образец;

- услышать разговорную речь с её разнообразием фразеологических оборотов, сленговых выражений, фонетических изменений.

Информационные технологии позволяют расширить демонстрационные возможности в рамках урока:

- учебные видео-курсы;

- видео-материалы по страноведению;

Любительское видео;

- слайд-шоу;

- художественные и документальные фильмы и т. д.

Всё это формирует понимание эмоциональной культуры страны изучаемого языка, что очень важно для обучаемых, изучающих язык вне языковой среды.

Наглядность и живое общение всегда были неотъемлемой частью уроков иностранного языка, сегодня мы имеем возможность дать нашим ученикам представление о людях, культуре и традициях любой страны в режиме реального времени, принимать участие в чатах, переписываться с зарубежными друзьями не ожидая ответ неделями. Это создаёт ощущение присутствия и реальности событий, повышает мотивацию к изучению языков, к практическому применению знаний.

ИКТ позволяют качественно изменить контроль за деятельностью обучаемых, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Обучающая программа даёт возможность учащимся наглядно представлять результат своей деятельности.

Например, если устное высказывание обучаемого сопровождается презентацией или слайд-шоу, оно лучше воздействует на эмоциональное восприятие слушающих, мотивируя их пониманию содержания речи говорящего, побуждая к диалогу.

Аудирование речи с видео или DVD эффективнее воспринимается обучающими, чем с аудиокассеты т. к. слуховое восприятие дополняется зрительным, а к языковой догадке подключается эмоциональное восприятие.

Можно часами рассказывать о красоте Лондонских парков, роскоши замков, неповторимости архитектуры и не получить желаемого результата, но достаточно продемонстрировать видео материал и всё становится узнаваемым и близким.

 Изучение грамматики становится увлекательным процессом, когда каждый обучаемый берётся за создание электронного пособия, самостоятельно выбирая дизайн, структуру изложения материала, подбирая тренировочные и тестовые задания.

Использование Интернета предоставляет огромное информационное пространство, позволяя оперативно получать и обрабатывать информацию, но каким образом она будет представлена, как глубоко она воздействует на эмоции, а значит, будет мотивировать к речевой деятельности, зависит от компьютерной грамотности и творчества автора, будь то учитель или ученик.

Яндекс.Метрика