шаги к успеху
(информатике и ИКТ)
Трусова Наталья Петровна,
МОУ
«Усть-Ордынская Средняя общеобразовательная школа №1
им. В.Б. Борсоева»,
п. Усть-Ордынский
Что такое успех – просто удача или четко спланированные
действия? Кто такой успешный в жизни человек, и насколько успех команды зависит
от успеха каждого его члена? Как из обычных ребят вырастают знаменитые,
известные школе, поселку, району,
области, стране достойные люди, о которых мы с уверенностью говорим: «Он добился успеха!».
К таким выпускникам
школы можно отнести, например:
· Онхонов
Андрей активный участник и призер
школьных, районных, дистанционных олимпиад по информатике, и к нему пришел
успех в 11 классе, он стал призером Областного конкурса по информационным
технологиям «Компьютерная Галактика», сейчас он студент Байкальского государственного университета
Экономики и права.
· Людмила Зубкова тоже прошла путь от призера
школьных, районных, региональных
олимпиад по информатике, выпускница школы 2001 года. Люда пишет: «Я давно
искала конкурс, в котором можно проявить не только свои знания и логику, но и
творческие способности. Необычные задания бизнес-игры R U HR? L`Oreal
предоставили мне такую возможность. Теперь, после победы в национальном этапе
конкурса, я всерьез задумываюсь о карьере в сфере управления персоналом. Наша
команда с нетерпением ждет финала в Париже, чтобы сразиться с сильнейшими
командами из других стран, принимающих участие в конкурсе». И вот результат -
команда студентов 2 курса ВШМ СПбГУ магистерской программы «Международный
бизнес» (MIB) в составе Марии Токаревой, Людмилы Зубковой и Сергея Чернышева
стала победителем международного этапа бизнес-игры RU HR L’Oreal.
Что
может и должен сделать сам ученик, чтобы добиться успеха в жизни, стать
преуспевающим человеком, а в чем ему могут помочь родители, школа, класс,
команда?
Этому вопросу посвящена
статья, в котором я хочу попытаться показать некоторые пути формирования
успешного ученика через уроки информатики и внеклассную деятельность, начиная с
начальной школы. В связи с тем, что «образование в начальной школе является
базой, фундаментом последующего образования, поэтому
важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс
универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к
самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со
Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых
образовательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и
предметных. Программа по информатике нацелена на достижение
результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета
особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с
информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, в частности приобретение учащимися информационной и
коммуникационной компетентности (далее – ИКТ-компетентности)...
При
этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём
предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес
метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно
большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому
курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер.
Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования
ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
Система учебно-воспитательного
процесса на уроках информатики и во внеклассных мероприятиях строится с опорой на концепцию продуктивного творческого обучения,
личностной и практической
направленности, соответствия духу дня, потребностям и интересам детей.
Такие ориентиры гарантированно обеспечивают мотивацию учеников и успех
обучения. Продуктивная ориентация курса информатики означает, что результатом
любой деятельности ученика становится его личный образовательный продукт: идея,
гипотеза, рисунок, текст и т.п. Данная возможность повышает степень
самореализации учащихся и побуждает их к более успешному обучению.
Компетентностный подход
– одно из масштабных нововведений в отечественное образование. Начальная школа
является первичным этапом формирования у детей подготовленности к реальной
жизни. Курс информатики и ИКТ также вносит в это направление свою лепту.
Обучение в целом и
обучение информатике в частности постепенно выходят за рамки школьных зданий.
Информатизация современной жизни требует от учителя и учеников освоения
информационных и телекоммуникационных технологий, грамотного поиска и использования удаленных
сетевых ресурсов. Эту квалификационную поддержку в развитии таких навыков
оказывает:
·
Центр дистанционного образования «Эйдос»
www.eidos.ru;
·
Сетевой детский центр www.nahalka.com.
Дистанционные
эвристические олимпиады по информатике (исследование), информатике (игры),
компьютерной графике, веб-дизайну и другим предметам я начинаю проводить со 2
класса
Олимпиады необычны своими заданиями – открытыми, т.е. не имеющими однозначных ответов. Детям эвристические олимпиады очень нравятся, они испытывают восторг от возможности творчески проявить себя. По качеству продукта можно судить о сформированности у ученика соответствующих способов действий и внутренних образовательных приращениях.
Результаты участия во
Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах входят в портфолио
достижений – портфолио ученика.
После олимпиады провожу
диагностику по результатам участия в предметной серии, а также по ключевым
компетенциям каждого ученика, предметным компетенциям, что дает возможность
проследить за динамикой развития предметных компетентностей ученика.
Курс информатики играет
в начальном образовании интегрирующую роль. Многие темы и вопросы курса тесно
связаны с другими учебными предметами: словесностью (буквы, алфавит, суждения,
сообщения, предложения и т.п.), математикой (число, знак, алгоритм, последовательность действий и др.),
иностранным языком (команды "Open”,
"Exit”,”Black”, "Next” и др), окружающим миром,
историей, технологией и др. Участие в исследовательских работах, творческих
работах позволяют детям шире развивать предметные компетенции:
учебно-познавательную, ценностно-смысловую, общекультурную, коммуникативную,
информационную, социально-трудовую.
Но
самое ценное – защита творческих работ с помощью веб-форума. Здесь ученикам
надо кратко письменно ответить на разворачивающуюся систему вопросов. При этом число
вопросов и ответов при защите может
доходить несколько десятков. Интенсивность онлайн-защит намного превышает их
очные аналоги, и, соответственно, развитие творческих способностей оказывается
более действенным.
Все дети любят творить.
Творчество делает учение радостным и эффективным. Творческий подход к изучению
информатики особенно подходит для младших школьников. В связи с тем, что 2011
году международный фонд защиты животных (IFAW) проводил акцию «Россия – родина
слонов» и в рамках данной акции проводился сетевой
проект «Слон больше, чем животное», в
котором принимало участие 188 команд России, и в том числе наша команда
«Умницы» в составе: Хартановой Иры, Мантраковой Юли, Банаевой Насти, Бугушкиновой
Нади все ученицы 4Б класса. Реализацию сетевого проекта осуществлялась на сайте
www.nahalka.com,
руководила проектом Полюшкина Н.А.
Команда «Умницы» в
течении месяца прошла все этапы проекта:
Этапы
проекта
·
15.11-21.11 - викторины "Что я знаю о
слонах" и "Всякие слоны"
·
18.11-23.11 - выставка рисунка "Россия -
родина слонов"
·
24.11-30.11 - создание коллективной презентации
"А вы знаете, что..."
·
01.12 - 10.12 - мастерская "Такие
разные слоны"
·
10.12
- 15.12 - акция в защиту слонов
Дамбинова Лариса
Карповна, учитель начальных классов и классный руководитель 4Б класса провела
Мастерскую «Такие разные слоны», в которой были задействованы учащиеся начальных классов.
Таким образом, чувство
близости, а в сетевой игре участвовало более 700 учащихся нашей большой Родины
– одно из первых, возникающих практически у каждого школьника, который начинает
работать в сети Интернет. Общение учащихся со сверстниками – единомышленниками,
с удаленным от него педагогом формирует особое планетарное сознание.
Работая по данной теме,
я предприняла следующие шаги:
· провела
анкетирование среди родителей «Что такое успех для вас?»;
· родительское
собрание по теме «Шаги к успеху»;
· создаю
клуб «Бимбо» - борсоевские исследователи малых и больших открытий;