Приветствую Вас, Гость

шаги к успеху

(информатике и ИКТ)

 

Трусова Наталья Петровна

МОУ «Усть-Ордынская Средняя общеобразовательная школа №1

им. В.Б. Борсоева», п. Усть-Ордынский

 

Что такое успех  – просто удача или четко спланированные действия? Кто такой успешный в жизни человек, и насколько успех команды зависит от успеха каждого его члена? Как из обычных ребят вырастают знаменитые, известные школе,  поселку, району, области, стране достойные люди, о которых мы с уверенностью говорим: «Он добился  успеха!».

К таким выпускникам школы можно отнести, например:

·     Онхонов Андрей активный  участник и призер школьных, районных, дистанционных олимпиад по информатике, и к нему пришел успех в 11 классе, он стал призером Областного конкурса по информационным технологиям «Компьютерная Галактика», сейчас он студент  Байкальского государственного университета Экономики и права.

·       Людмила Зубкова тоже прошла путь от призера школьных,  районных, региональных олимпиад по информатике, выпускница школы 2001 года. Люда пишет: «Я давно искала конкурс, в котором можно проявить не только свои знания и логику, но и творческие способности. Необычные задания бизнес-игры R U HR? L`Oreal предоставили мне такую возможность. Теперь, после победы в национальном этапе конкурса, я всерьез задумываюсь о карьере в сфере управления персоналом. Наша команда с нетерпением ждет финала в Париже, чтобы сразиться с сильнейшими командами из других стран, принимающих участие в конкурсе». И вот результат - команда студентов 2 курса ВШМ СПбГУ магистерской программы «Международный бизнес» (MIB) в составе Марии Токаревой, Людмилы Зубковой и Сергея Чернышева стала победителем международного этапа бизнес-игры RU HR L’Oreal.

Что может и должен сделать сам ученик, чтобы добиться успеха в жизни, стать преуспевающим человеком, а в чем ему могут помочь родители, школа, класс, команда?

Этому вопросу посвящена статья, в котором я хочу попытаться показать некоторые пути формирования успешного ученика через уроки информатики и внеклассную деятельность, начиная с начальной школы. В связи с тем, что «образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп:  личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее – ИКТ-компетентности)... При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Система учебно-воспитательного процесса на уроках информатики и во внеклассных мероприятиях  строится с опорой на концепцию  продуктивного творческого обучения, личностной и практической  направленности, соответствия духу дня, потребностям и интересам детей. Такие ориентиры гарантированно обеспечивают мотивацию учеников и успех обучения. Продуктивная ориентация курса информатики означает, что результатом любой деятельности ученика становится его личный образовательный продукт: идея, гипотеза, рисунок, текст и т.п. Данная возможность повышает степень самореализации учащихся и побуждает их к более успешному обучению.

Компетентностный подход – одно из масштабных нововведений в отечественное образование. Начальная школа является первичным этапом формирования у детей подготовленности к реальной жизни. Курс информатики и ИКТ также вносит в это направление свою лепту.

Обучение в целом и обучение информатике в частности постепенно выходят за рамки школьных зданий. Информатизация современной жизни требует от учителя и учеников освоения информационных и телекоммуникационных технологий,  грамотного поиска и использования удаленных сетевых ресурсов. Эту квалификационную поддержку в развитии таких навыков оказывает:

·                        Центр дистанционного образования «Эйдос» www.eidos.ru;

·                        Сетевой детский центр www.nahalka.com.

Дистанционные эвристические олимпиады по информатике (исследование), информатике (игры), компьютерной графике, веб-дизайну  и  другим предметам я начинаю проводить со 2 класса

Олимпиады необычны своими заданиями – открытыми, т.е. не имеющими однозначных ответов. Детям эвристические  олимпиады очень нравятся, они испытывают восторг от возможности творчески проявить себя. По качеству продукта можно судить о сформированности у ученика соответствующих способов действий и внутренних образовательных приращениях.

Результаты участия во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах входят в портфолио достижений – портфолио ученика.

После олимпиады провожу диагностику по результатам участия в предметной серии, а также по ключевым компетенциям каждого ученика, предметным компетенциям, что дает возможность проследить за динамикой развития предметных компетентностей ученика.

Курс информатики играет в начальном образовании интегрирующую роль. Многие темы и вопросы курса тесно связаны с другими учебными предметами: словесностью (буквы, алфавит, суждения, сообщения, предложения и т.п.), математикой (число, знак,  алгоритм, последовательность действий и др.), иностранным языком (команды "Open”, "Exit”,”Black”, "Next” и др), окружающим миром, историей, технологией и др. Участие в исследовательских работах, творческих работах позволяют детям шире развивать предметные компетенции: учебно-познавательную, ценностно-смысловую, общекультурную, коммуникативную, информационную, социально-трудовую.

Но самое ценное – защита творческих работ с помощью веб-форума. Здесь ученикам надо кратко письменно ответить на разворачивающуюся  систему вопросов. При этом число вопросов  и ответов при защите может доходить несколько десятков. Интенсивность онлайн-защит намного превышает их очные аналоги, и, соответственно, развитие творческих способностей оказывается более действенным.

Все дети любят творить. Творчество делает учение радостным и эффективным. Творческий подход к изучению информатики особенно подходит для младших школьников. В связи с тем, что 2011 году международный фонд защиты животных  (IFAW) проводил акцию «Россия – родина слонов» и  в рамках данной акции проводился сетевой проект «Слон больше, чем животное», в котором принимало участие 188 команд России, и в том числе наша команда «Умницы» в составе: Хартановой Иры, Мантраковой Юли, Банаевой Насти, Бугушкиновой Нади все ученицы 4Б класса. Реализацию сетевого проекта осуществлялась на сайте www.nahalka.com, руководила проектом Полюшкина Н.А.

Команда «Умницы» в течении месяца прошла все этапы проекта:

Этапы проекта 

·        15.11-21.11 - викторины "Что я знаю о слонах" и "Всякие слоны"

·        18.11-23.11 - выставка рисунка "Россия - родина слонов"

·        24.11-30.11 - создание коллективной презентации "А вы знаете, что..."

·        01.12 - 10.12 - мастерская "Такие разные слоны"

·        10.12 - 15.12 - акция в защиту слонов

Дамбинова Лариса Карповна, учитель начальных классов и классный руководитель 4Б класса провела Мастерскую «Такие разные слоны», в которой были задействованы  учащиеся начальных классов.

Таким образом, чувство близости, а в сетевой игре участвовало более 700 учащихся нашей большой Родины – одно из первых, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать в сети Интернет. Общение учащихся со сверстниками – единомышленниками, с удаленным от него педагогом формирует особое планетарное сознание.

Работая по данной теме, я предприняла следующие шаги:

·     провела анкетирование среди родителей «Что такое успех для вас?»;

·     родительское собрание по теме «Шаги к успеху»;

·     создаю клуб «Бимбо» - борсоевские исследователи малых и больших открытий;

формирую портфолио достижений учащихся на сайте http://edu.of.ru/borsoyevets/default.asp?ob_no=63609.
Яндекс.Метрика