Творческая
самореализация на уроках информатики
В начальной школе.
Трусова Н.П.
МОУ «Усть-Ордынская
средняя школа №1 им.В.Б. Борсоева»,
Эхирит-Булагатский
район
Уроки информатики в нашей
школе проводятся со второго класса в компьютерном классе, в котором уроки организованы особенным образом: каждый
ученик имеет свое индивидуальное место за персональным компьютером, с одной
стороны, а с другой – доступ к общим ресурсам. А также в классе имеется общий
стол для групповых занятий, и свободное пространство для проведения физминуток.
Группа делится на две подгруппы. Одна работает за компьютером, другая выполняет
задания в тетради. Через некоторое время группы меняются местами. Итоги урока
подводятся обоими подгруппами одновременно. В связи с тем, что предмет
информатика отличает изначательная высокая мотивация учащихся, активная
самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого
продукта, все это позволяет создать учителю информатики благоприятные начальные
условия:
·
знакомства
с компьютером как устройством по работе с информацией;
·
получения
технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (клавиатура,
мышь, наушники, колонки, принтер, сканер и т.п.);
·
владения
способами работы с информацией;
·
владение
навыками работы с различными устройствами информации (электронные учебники,
Интернет-ресурсы и т.п.);
·
умение
применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого
класса учебных задач
Таким образом, в начальной школе уроки информатики призваны влиять на
формирование и развитие информационных компетенций.[1]
В основе преподавания курса положен
личностно-ориентированный подход к обучению, деятельность ученика, интересы и
жизнь младшего школьника являются отправными точками его обучения. Продуктивная
ориентация курса информатики означает, что результатом любой его деятельности
становится его личностный образовательный продукт: идея, гипотеза, рисунок,
текст и т.п. По качеству продукта можно судить о сформированности у ученика
соответствующих способов действий и внутренних образовательных приращениях.[2]
В каждой теме имеется материал для
творческой работы учащихся. Это можно увидеть по работе ученицы 2 Г класса Марковой Вики [3]
Творческая работа «Мультфильм-рисунок
на компьютере»
«Чудо-дерево» у нее в саду – дерево
знаний. Кратковременные работы представляют собой элемент творчества в рамках
изучаемой темы или вида деятельности.
Какую образовательную
продукцию может выполнить ученик начального класса:
·
по
виду: сочинение, сказка, составленная задача, игра, викторина,
мульфильм-рисунок, знак, символ.
·
по
форме: исследование, сочинение, художественное произведение, техническое
произведение, методологическое произведение (рефлексивный дневник)
В течение года ученик выполняет на
выбор 3-5 тем творческих работ.
В начальном звене большое
внимание уделяю компетенции личностного самосовершенствования. Для ее развития
эффективны не только уроки, но и внеклассная работа:
·
Создание комфортной здоровьесберегающей
среды: знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от
работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить
силы, умение проводить физминутки как самим, так и использованием готовых
программ.
• Создание
электронного портфолио документов, работ учащихся
• Наличие
способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой
области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в
глазах одноклассников.
Основой оценивания деятельности каждого ученика являются
результаты анализа его образовательной продукции и деятельности по его
созданию. Для диагностики освоенных учеником умений и способов деятельности
применяются рефлексивные задания.
Грамотно,
вдумчиво, организовав деятельность на уроке, учитель таким образом может
способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
Литература
и ресурсы:
·
Методическое пособие «Информатика и ИКТ в
начальной школе», А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова
·
Рабочая тетрадь «Информатика и ИКТ» 3 класс, А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова
·
Приложение к журналу «Информатика и образование» Информатика в школе №4,
2005 г