Приветствую Вас, Гость

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ЛОГИКА» 

В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

 

Трофимова Вера Владимировна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»,

п. Октябрьский Чунского района

 

Современная жизнь требует от человека хорошо развитых познавательных способностей. Обществу нужны образованные, способные к саморазвитию и самообразованию личности, умеющие принимать самостоятельные решения. В школьном учебном плане нет  отдельного предмета, который бы целенаправленно учил  наблюдать, делать умозаключения, анализировать обобщать, выдвигать гипотезы. На развитие навыков и практических приемов  мыслительной деятельности, на общее и интеллектуальное  развитие учащихся младших классов ориентирован курс информатики, причем раздел логики занимает в нем центральное место. Отметим, что наряду  с решением задач развивающего характера  необходимо знакомить детей младшего школьного возраста с основными положениями логики как науки. Полученные знания должны помочь учащимся научиться применять логику в процессе изучения  истории, математики, литературы и других предметов школьного курса.

По  утверждению психологов, логическое мышление у детей формируется в возрасте 5-11 лет, поэтому основная задача педагогов, работающих с детьми этого возраста – не упустить нужный момент. Опоздание в развитии мышления – процесс необратимый.

Как развивать логическое мышление? Ответ, казалось бы, прост: «Решать логические задачи!».

В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы) сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается  как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.

  При этом цели обучения информатике и информационным технологиям в V – VI классах могут быть определены следующим образом:

·        формирование у учащихся готовности  к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять  средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

·        пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

·        развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Глава «Человек и информация»  в учебнике для VI класса УМК Л.Л. Босовой продолжает раскрытие линии «Информация и информационные процессы», акцентируя главное внимание на информационной деятельности человека. Здесь показано, каким образом  человек познает мир. При этом основной акцент делается не на чувственном познании, а на мышлении, дается представление о логике. В этом аспекте  раскрываются такие формы мышления, как понятие, суждение  и умозаключение; уделяется внимание основным информационным методам – анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению; рассматриваются виды суждений; приводятся некоторые схемы  умозаключений. Отметим, что рассмотрение основ формальной логики в рамках курса информатики в данном учебнике осуществлено впервые.

Материал представлен в виде  блока из 8 уроков. Кому-то предлагаемые уроки могут  показаться простыми, а кому-то – излишне информационно насыщенными. Каждый  учитель вправе «подогнать» этот материал под себя, добавив часы на изучение самой интересной или наиболее трудной темы, а может быть, и просто исключив избыточный, по его мнению, материал. Рассмотрим подробно первый  урок по теме «Логика» в пропедевтическом курсе информатики.

Цели урока: знакомство с логикой – наукой о законах и формах человеческого мышления, формирование представления о понятии как одной из форм мышления.

Основные понятия: логика, объект, признак, понятие.

Особенности изложения содержания темы данного урока.

Как правило, восприятие материала, рекомендуемого для изучения на данном уроке, не вызывает затруднений у шестиклассников. Учитель может организовать беседу, активно задействуя  межпредметные связи и жизненный опыт учеников.  На этапе закрепления могут быть использованы вопросы и задания на с.38 учебника, или опубликованные в журнале «Информатика и образование»  №2-2007 (с.61).

   Первый урок по теме «Логика» можно начать  с фрагмента мультфильма «38 попугаев». В этом мультфильме удав изрекает: «У меня есть мысль, и я её думаю». И сразу возникает вопрос: а что значит «думать»?

Вопросы для обсуждения.

·        Зачем нужно думать?

·        Что значит «правильно думать»?

·        Можно ли думать «неправильно»?

·        Подберите близкие по смыслу и однокоренные слова к слову «думать».

Учитель: На уроках информатики, работая по теме «Логика», мы будем учиться правильно думать. Но прежде  оглядимся вокруг себя. Что мы видим? Как ощущаем окружающий мир? Как познаем его? Формы познания делятся на две большие группы: формы чувственного познания (ощущения) и формы абстрактного познания (понятия).

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета. Для того чтобы понять, что такое признаки предмета, проведем игру «Передай предмет».

Все дети встают и из рук в руки по цепочке быстро  передают какой-либо предмет (например, карандаш), при этом каждый называет один из признаков данного предмета. Тот, кто повторил уже названный признак или на смог ответить, садится. Игра продолжается до тех пор, пока не «закончатся» признаки.

  Чтобы лучше выделить признаки, можно предложить учащимся упражнения на сравнение данного объекта с другими. Это можно сделать с помощью набора карточек, на каждой из которых размещены два изображения: слева на всех картинка нарисован один и тот же  рисунок (например, вишня); справа на карточках находятся рисунки, отличающиеся от образца каким-то одним признаком. Например, на первой карточке справа нарисована синяя вишня (признак отличия – цвет), на следующей – квадратная вишня (форма), затем гигантская или крошечная вишня (размер) и т.д.

Или можно использовать прием «нахождения лишнего»:

Скорее всего, детьми будет выбран желудь. Проводится анализ, почему именно этот объект лишний. Ребята могут предложить разные варианты объяснения: все остальные объекты съедобные, а желудь – нет или все ягоды сочные, а желудь – нет и т.д.

Сложность заданий в этом упражнении можно увеличивать:

Тематика остальных уроков по теме:

Урок 2. Как образуются понятия.

Урок 3.Содержание и объем понятия.

Урок 4.Отношения между понятиями. Отношения между совместимыми понятиями.

Урок 5.Отношения между понятиями. Отношения между несовместимыми понятиями.

Урок 6. Определение понятия.

Урок 7. Суждение как форма мышления.

Урок 8. Умозаключение как форма мышления.

 При проведении этих уроков в основном  ориентируюсь на методическое пособие для учителя Л.Л. Босовой, А. Ю. Босовой «Преподавание информатики в 5-7 классах», а также на другие  издания, например, журнал «Информатика и образование».

Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, одной из основных  развивающих, общеобразовательных и воспитательных  задач всегда было и остается формирование культуры мышления учащихся. Ещё Т.А. Эдисон говорил, что основная задача цивилизации – научить человека мыслить. Необходимой предпосылкой и важной составной частью такой способности является логическая грамотность, т.е. некоторый минимум логических знаний и умений, необходимых в любой интеллектуальной  деятельности. Что же касается воспитательного значения логической грамотности, то, по определению Ж. Пиаже, логика – это нравственность мышления.

  В связи с этим проблема формирования и развития логического мышления школьников является одной из актуальнейших в современном образовании.

Яндекс.Метрика