Приветствую Вас, Гость

Методики работы с современной информацией

 

«Современный курс информатики –

беспрецедентное явление в мировой

педагогической практике»

 

Эти слова профессор С.А. Бешенков сказал потому, что,  как правило, от возникновения научной дисциплины до осознания её  общеобразовательной значимости проходит несколько десятков лет. У информатики их практически нет. Динамика её развития сейчас, пожалуй, выше, чем в период появления. В наступившем 2010 – 2011 учебном году школьный предмет «Информатика и ИКТ» отмечает свой 25 – летний юбилей. Важную роль в организации преподавания информатики в школе сыграл академик  Андрей Петрович Ершов. Им был разработан прогноз «Школьная информатика» до 2000 года, и именно ему принадлежит известный тезис «Программирование – вторая грамотность».  В настоящее время,  раздел «Алгоритмизация» является лишь одним из двенадцати разделов, составляющих содержание современной информатики, которая является наукой о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.

Если говорить о школьной информатике, то одной из её отличительных черт,  является скорость изменения. Изменения всего:

·                   названия;

·                   целей и задач;

·                   наукоёмкости;

·                   содержания и программ;

·                   оснащения.

Информатику преподаю в Зиминском лицее с 1991 года. За эти годы старалась реализовывать смешанные подходы в организации образовательного процесса по предмету, такие новые формы обучения, как расширенные практикумы, межпредметные учебные проекты, интегрированные уроки. В данной статье поделюсь опытом работы по методике работы с современной информацией.

Автор методики работы с современной информацией - А. П. Наумов, канд. техн. наук, доцент, учитель информатики школы № 536, Санкт-Петербург.

              В основу предлагаемой методики положено использование не школьных учебников, пособий и т. д., а источников современной информации: изданий периодической печати, литературы, получаемой из компьютерных фирм, магазинов, с выставок и т. д.

В предлагаемой методике можно выделить семь основных направлений:

1. Использование оперативной информации из периодической компьютерной прессы.

2. Использование статей из газет и журналов.

3. Использование программ-утилит и программ компьютерного обучения.

4. Работа с компьютерными фирмами.

5. Знакомство с компьютерными магазинами, изучение их прайс-листов и рекламных материалов.

6. Знакомство с компьютерными выставками.

7. Организация небольшого бизнес-курса.

Статьи в газетах и журналах – богатейший, уникальный материал, для того чтобы сделать курс «сегодняшним». Чаще всего ребята приобретают «Компьютер-ИНФО»,  «Компьютер-ИНФОРМ»,  «Компьютерра», «Магия ПК», «Подводная лодка», «Мир ПК» и другие. На основе статей из прессы ученики ведут альбомы, называемые VIIVIII классах «Новости компьютерного мира», IXX классах – «Альбом специалиста». Альбом все время в работе: он пополняется, по нему можно получить хорошую оценку, если сделать сообщение по новому материалу. За ведение альбомов учитель организует контроль, собирает их на проверку и выставляет оценки. Лучшие альбомы принимают участие  в конкурсах. Таким путём ученик втягивается в постоянный  поиск новых материалов.

В профильно-ориентированном курсе (10-11 кл) можно предложить три самостоятельных работы по изучению применения информатики в человеческой деятельности:

№1 – по аппаратному обеспечению (с целью обновления знаний);

№2 -  по программному обеспечению;

         №3 - комплексная работа «Автоматизация с помощью компьютера рабочего места специалиста».

В самостоятельной работе №3 присутствуют все этапы серьёзной работы: уяснение цели задания, поиск по литературным источникам, анализ и синтез материала. Выполнение задания начинается с описания функциональных обязанностей специалиста, затем рассматривается возможность их автоматизации с помощью НИТ. В заключение можно даже привести простейшие экономические расчёты автоматизации работ.

При совместной работе с компьютерными фирмами можно делать многое. Фирмы заинтересованы в рекламе, а ученики - в знаниях. У нас имеется опыт сотрудничества с иркутской фирмой «Мир ПК» - это  совместное проведение олимпиады по информатике. Победители олимпиады получали призы от фирмы, а все участники, ручку с логотипом фирмы. Сотрудничество  даёт возможность выполнять работы для НПК, проводить интегрированные уроки,  обучать педагогов по использованию каких-либо программных пакетов в учебном процессе.

Очень интересно и пятое направление – знакомство с компьютерными магазинами, использование их прайс – листов и рекламных материалов.

 Можно предложить четыре способа работы с компьютерными магазинами:

¨     Посещение магазина и выполнение самостоятельной работы по итогам посещения;

¨     Работа с прайс – листами;

¨     Работа с рекламным материалом;

¨     Работа с упаковочным материалом;

Технология посещения и обработки результатов посещения.

Ученик получает письменное задание, ответить на вопросы:

¨     Является ли магазин дилером какой-либо фирмы или авторизованным дилером, или авторизованным дистрибьютером?

¨     Является ли магазин сервисным центром?

¨     Продаёт ли магазин только компьютеры или также комплектующие, аксессуары и расходные материалы?

¨     Оказывает ли магазин консультационные услуги?

¨     Продаёт ли магазин компьютерную литературу и какую?

¨     Какие модели ПК и каких производителей продаются?

¨     Какое ПО продаёт и устанавливает магазин?

¨     Какое ПО отечественных фирм есть в магазине?

¨     Какие прайс-листы, рекламный материал и упаковочные коробки удалось получить?

Методика дальнейшей работы зависит от того, сколько удалось получить материала. Классная работа может иметь темы: «Описать черты современного принтера», «Монитор для художников, профессионалов, «игроков»». По иностранным надписям на упаковочном материале можно организовать комбинированный урок по переводу иностранных слов с помощью  программы - переводчика. На зарубежных упаковочных коробках кроме технических характеристик, бывают требования по установке и эксплуатации. Также можно повторить тему «Кодирование» знакомясь со штриховыми кодами.

Шестое направление – знакомство с компьютерными выставками.

Здесь можно предложить два способа:

¨     Посещение выставки с написанием отчёта;

¨     Разработка состава виртуальной выставки;

Отчёт с посещения может выглядеть как репортаж с выставки.

Разработку состава виртуальной выставки можно поручить только продвинутым ученикам, у которых есть библиотека компьютерной прессы. Задача состоит в красочном описании новостей прессы.

Седьмое направление – организация небольшого бизнес-курса.

Предполагается самостоятельное изучение трёх тем:

¨     Практика развития компьютерных фирм;

¨     Биографии известных специалистов – предпринимателей в компьютерном мире;

¨     Практика ведения бизнеса;

Хорошие разработки можно использовать во внеурочной деятельности. В условиях нашего города мы практиковали приглашение на внеклассные мероприятия успешных бизнесменов, прошедших свой трудовой путь, начиная от механиков вычислительных машин до начальников вычислительных центров.

В заключение хочется отметить, что использование этой методики позволяет:

¨     Решать проблему учебников;

¨     Обеспечить перенос на самостоятельную работу ученика с литературой, что соответствует современной концепции образования;

¨     За счёт выбора тем в соответствии с интересами ученика обеспечить разноуровневую, разнотемповую, дифференцированную систему обучения;

¨     Укрепить профильную направленность учащихся;

¨     Не предполагает больших финансовых затрат;

 

Т.Г. Трофимова

Учитель информатики высшей категории

Зиминского лицея
Яндекс.Метрика