Приветствую Вас, Гость

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках информатики

 

Трикиша Галина Анатольевна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №38», г. Иркутск

 

Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует полного развития личности, входящей в мировое сообщество и успешно функционирующей в нем. Школьников в современное время необходимо не только обучать на уроках, но и готовить к жизни в обществе, воспитывая каждого как неповторимую личность. Поэтому отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею»  – «знаю, умею и умею применять на практике».

Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем — составляют основу понятия «компетентность».

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны. Выделяет следующие типы компетенций:

·      ценностно-смысловые компетенции;

·      общекультурные компетенции;

·      учебно-познавательные компетенции;

·      информационные компетенции;

·      коммуникативные компетенции;

·      социально-трудовые компетенции;

·      компетенции личностного самосовершенствования.

Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую. Поэтому средствами информатики можно развивать все группы ключевых компетенций.

Рассмотрим некоторые приемы, которые я использую в своей практике для формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках информатики.

Прием «Обратная интерференция»


В лингвистике существует такое понятие как интерференция – это наложение системы одного языка на систему другого языка. В качестве примера можно привести пополнение лексического запаса языка путем прямого заимствования – слово-«калька». Компьютерная терминология имеет по большей части английское происхождение, причем способом калькирования. Для формирования навыка работы с текстами, содержащими новую терминологию (в нашем случае – компьютерную), я использую  прием обратной интерференции: 1) образовать для термина английскую «кальку»; 2) образовать от слова-«кальки» слово-«основу»; 3) найти в словаре перевод и отобрать из имеющихся вариантов наиболее подходящий по контексту.

Например:

 

 С помощью данного приема учитель создает условия для переноса знаний учащихся из одной предметной области (английский язык) в другую (информатика), закрепления навыка поиска информации, а также синтеза нового знания. Учащиеся могут работать с печатным вариантом словаря или можно использовать электронный или Интернет-словарь.

Перекрестная дискуссия

Перекрестная дискуссия создает условие для предупреждения однозначного толкования события, поступков и т.п. Это очень важные умения для современной жизни. Во-первых, дети в силу возрастных особенностей и воспитания категоричны в своих оценках. Они видят очень конкретные полярные явления (плюс - минус, черное - белое, добро - зло). К сожалению, у некоторых этот детский максимализм сохраняется надолго, что, безусловно, значительно усложняет им жизнь. Между тем в окружающем мире мы не встретим однозначных, плоскостных явлений. И добро может быть "с кулаками", и зло "во благо", и красота уродлива, а уродство красиво. Смотря кто, как и зачем смотрит, делает, говорит и т.п.

Перекрестная дискуссия интересна еще и тем, что помогает овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям. Внимательность к мнению других помогает не только выяснить смысл вещей, но и формирует демократический стиль взаимодействия. Важно внимательно слушать не только единомышленников и нельзя слышать только себя.

Технология проведения перекрестной дискуссии включает в себя несколько этапов.

-       Формулировка вопроса.

-       Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы.

-       Составление схемы для перекрестной дискуссии. Она выглядит так:

 

Вопрос - проблема

Да (за)                           Нет (против)

1.                                          1.

2.                                          2.

3.                                           3.

Учащимся предлагается составить список аргументов "за" и "против", затем аргументы озвучиваются для всего класса. Сначала "за", затем "против". Учащимся должны внимательно слушать друг друга, не повторять уже высказанную мысль.

В конце урока каждый участник должен еще раз внимательно посмотреть на аргументы и контраргументы и ответить на вопрос дискуссии.

Примеры проблемных вопросов, которые можно использовать на уроках информатики:

·     Является ли Интернет наиболее эффективным источником информации?

·     Свободно распространяемое программное обеспечение – это лучшее решение?

·     Компьютер – конкурент книге?

·     Является ли образование через Интернет лучше традиционного?

Схемы фишбоун

Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто их называют диаграммами Ишикава.

Основой для схемы является рыбий скелет. В голове скелета – проблема, которая рассматривается. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.

Предлагаю вашему вниманию схему, составленную обучающимися в ходе решения проблемы «Почему социальные сети привлекают людей?».

 

Применение кластеров

Термин "кластер" происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, груда, скопление.

В центральное овале располагается ключевое слово, понятие, фраза, в дополнительных –  слова, раскрывающие смысл ключевого.

С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации. Такой прием можно использовать, например, при изучении темы «Сервисы сети Интернет». Класс делится на группы по количеству ответвлений (в данном случае – 8). Каждая группа прорабатывает отдельную подтему, собирая по ней информацию. Результаты работы оформляется в виде небольшой (2-5 слайдов) презентации. Затем идет выступление перед классом и подведение итогов. 

Таким образом, использование современных педагогических технологий обучения служит достижению основной цели – формированию ключевых компетенций, призванных помочь обучающемуся стать не только компетентным специалистом, профессионалом, но и личностью, способной адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Яндекс.Метрика