Формирование
ключевых компетенций обучающихся на уроках информатики
Трикиша Галина Анатольевна,
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №38», г. Иркутск
Переход к постиндустриальному,
информационному обществу требует полного развития личности, входящей в мировое
сообщество и успешно функционирующей в нем. Школьников в современное время
необходимо не только обучать на уроках, но и готовить к жизни в обществе,
воспитывая каждого как неповторимую личность. Поэтому отличительной чертой
разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к
формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от
«знаю и умею» – «знаю, умею и умею
применять на практике».
Именно такие умения, как способность
применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в
постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении
возникающих проблем — составляют основу понятия «компетентность».
Под ключевыми компетенциями
подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени
применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого
учебного предмета, по сути, они – надпредметны. Выделяет следующие типы
компетенций:
·
ценностно-смысловые компетенции;
·
общекультурные компетенции;
·
учебно-познавательные компетенции;
·
информационные компетенции;
·
коммуникативные компетенции;
·
социально-трудовые компетенции;
·
компетенции личностного самосовершенствования.
Любая ключевая компетенция имеет в
своей основе деятельностную составляющую. Поэтому средствами информатики можно
развивать все группы ключевых компетенций.
Рассмотрим
некоторые приемы, которые я использую в своей практике для формирования
ключевых компетенций обучающихся на уроках информатики.
Прием «Обратная
интерференция»
В лингвистике существует такое
понятие как интерференция – это наложение системы одного языка на систему
другого языка. В качестве примера можно привести пополнение лексического запаса
языка путем прямого заимствования – слово-«калька». Компьютерная терминология
имеет по большей части английское происхождение, причем способом калькирования.
Для формирования навыка работы с текстами, содержащими новую терминологию (в
нашем случае – компьютерную), я использую
прием обратной интерференции: 1) образовать для термина английскую
«кальку»; 2) образовать от слова-«кальки» слово-«основу»; 3) найти в словаре
перевод и отобрать из имеющихся вариантов наиболее подходящий по контексту.
Например:
Перекрестная
дискуссия
Перекрестная дискуссия
создает условие для предупреждения однозначного толкования события, поступков и
т.п. Это очень важные умения для современной жизни. Во-первых, дети в силу
возрастных особенностей и воспитания категоричны в своих оценках. Они видят
очень конкретные полярные явления (плюс - минус, черное - белое, добро - зло).
К сожалению, у некоторых этот детский максимализм сохраняется надолго, что,
безусловно, значительно усложняет им жизнь. Между тем в окружающем мире мы не
встретим однозначных, плоскостных явлений. И добро может быть "с
кулаками", и зло "во благо", и красота уродлива, а уродство
красиво. Смотря кто, как и зачем смотрит, делает, говорит и т.п.
Перекрестная дискуссия
интересна еще и тем, что помогает овладеть приемами аргументации, научного
доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически
подходить к чужим и собственным суждениям. Внимательность к мнению других
помогает не только выяснить смысл вещей, но и формирует демократический стиль
взаимодействия. Важно внимательно слушать не только единомышленников и нельзя
слышать только себя.
Технология проведения перекрестной дискуссии включает в себя несколько этапов.
-
Формулировка вопроса.
-
Вопрос, выносимый на перекрестную
дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного
ответа. Он записывается посередине страницы.
-
Составление схемы для перекрестной
дискуссии. Она выглядит так:
Вопрос - проблема
Да (за) Нет
(против)
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Учащимся предлагается
составить список аргументов "за" и "против", затем
аргументы озвучиваются для всего класса. Сначала "за", затем
"против". Учащимся должны внимательно слушать друг друга, не
повторять уже высказанную мысль.
В конце урока каждый
участник должен еще раз внимательно посмотреть на аргументы и контраргументы и
ответить на вопрос дискуссии.
Примеры проблемных
вопросов, которые можно использовать на уроках информатики:
·
Является ли Интернет наиболее эффективным источником
информации?
·
Свободно распространяемое программное обеспечение –
это лучшее решение?
·
Компьютер – конкурент книге?
·
Является ли образование через Интернет лучше
традиционного?
Схемы
фишбоун
Схемы
(диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто их называют диаграммами Ишикава.
Основой для схемы
является рыбий скелет. В голове скелета – проблема, которая рассматривается. На
самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются
причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие
наличие сформулированных причин.
Предлагаю вашему
вниманию схему, составленную обучающимися в ходе решения проблемы «Почему
социальные сети привлекают людей?».
Применение кластеров
Термин "кластер"
происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, груда, скопление.
В центральное овале располагается
ключевое слово, понятие, фраза, в дополнительных – слова, раскрывающие смысл ключевого.
С помощью кластеров можно в
систематизированном виде представить большие объемы информации. Такой прием
можно использовать, например, при изучении темы «Сервисы сети Интернет». Класс
делится на группы по количеству ответвлений (в данном случае – 8). Каждая
группа прорабатывает отдельную подтему, собирая по ней информацию. Результаты
работы оформляется в виде небольшой (2-5 слайдов) презентации. Затем идет
выступление перед классом и подведение итогов.