ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Тендитнык
Л.М.
МОУ «Средняя образовательная школа № 26», г.Зима
Среди школьных предметов
нельзя выделить главные и второстепенные. Но география занимает особое место.
Главное ее назначение в школьной
программе – дать обучающимся объективную картину мира, показать ее отличие от
места к месту.
Географически грамотный
человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между людьми, территорией, ее
природой и хозяйственной составляющей. Знания географии должны быть сплетены
воедино так, чтобы каждый школьник обладал умением всестороннего
пространственного мира.
Поэтому принципиально
важны при формировании географической грамотности оптимальные формы, методы и
средства обучения.
Ведь сколько методических
задумок учителя порой остаются нереализованными, потому что у группы учащихся
не оказалось, к примеру, атласов, а у учителя необходимых карт или иллюстраций.
В таких ситуациях педагог не может применить разнообразные формы и средства обучения
и эффективность обучения снижается.
Именно поэтому учителя
географии накапливают разнообразный наглядно-иллюстративный материал: настенные
демонстрационные плакаты, карты, схемы, рисунки, фотографии. Но даже самые полные «педагогические копилки»
не всегда дают возможность обучать так, чтобы школьники воспринимали мир не в
виде набора разобщенных природных компонентов, а в виде взаимосвязанных
территориальных природно-общественных систем.
Одним из способов решения таких методических
проблем являются ИКТ. Ведь география – это такой школьный предмет, в котором
наряду с традиционными формами и средствами обучения, заложены огромные
возможности, для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств.
Это могут быть и общедоступные средства MS Office, Internet, и текстовой редактор MS Word, и программы MS Power Point, Notebook, Intel "Обучение для будущего» и другие.
При применении ИКТ обучение
направлено не столько на усвоение готовых знаний, сколько на формирование
интеллектуальных умений и самостоятельную познавательную деятельность
обучающихся.
Внедрение ИКТ в процесс
обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предмета. Данные
технологии позволяют вносить совершенно новые компоненты в содержание урока,
организовывать учебный процесс с четко заданной целью и планируемым
результатом.
В зависимости от целей и
задач урока, содержания учебного материала, уровня подготовленности класса и
педагогического мастерства учителя, наличия необходимых средств информационные
технологии можно применять на этапе изучения нового материала, обобщения и
систематизации знаний, а также на внеклассных мероприятиях. Незаменимы
компьютерные технологии при выполнении практических работ, творческих заданий,
при контроле знаний и умений, демонстрации учебных материалов, при работе с
номенклатурой и статистическими данными.
Способы использования
ИКТ: классно-урочная система, индивидуальное обучение, занятия в компьютерном
классе под руководством педагога, самостоятельная работа, дистанционное
обучение.
Достоинства применение
ИКТ:
· универсальность (возможность
сочетания с любым из учебно -методических комплексов и при любом оснащении
компьютерами);
· эффективность применения на всех
этапах учебного процесса;
· гибкость (возможность самостоятельно
строить урок из имеющегося материала);
· наглядность, красота, удобство;
· воздействие на различные виды памяти.
Какие возможности открывают ИКТ для учителей географии?
· Способствуют совершенствованию
методики преподавания географии в условиях сокращения времени на ее изучение в
школе.
· Облегчают организацию учебной
деятельности, упрощают ее планирование.
· Способствуют более эффективному
использованию объяснительно-иллюстративного метода, например, при необходимости
в частой смене карт, в использовании дополнительного материала, выходящего за
рамки учебника.
· Дают возможность увеличить число
заданий практического характера, предназначенных для проверки сформированности
у школьников умений работать с различными источниками географической информации,
и решать географические задачи, с которыми школьники могут встретиться в жизни.
· Облегчают сбор и хранение
разнообразной информации, создают оптимальные условия для поиска и творческого
применения собранного материала.
· Облегчают процесс выявления пробелов
в знаниях обучающихся и их коррекцию; диагностики, мониторинга качества
обучения; оценки деятельности школьников.
· Презентации позволяют создать образ
описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость.
· Позволяют не только показать
географический объект, но и вынести ключевые определения, связанные с его
изучением.
· Позволяют представить вопросы или
задания теста в электронном виде, что экономит бумагу и время.
· Дают возможность использовать
кинофрагмент, не теряя времени на включение видеомагнитофона.
· Открывают новые возможности
использования картографического метода обучения.
· Способствуют созданию ситуаций
проблемного обучения.
· Способствуют внедрению учебных
проектов в образовательный процесс.
А что же дают ИКТ обучающимся?
·
Способствуют
формированию устойчивого познавательного интереса к географии.
·
Облегчают
выполнение самостоятельной работы, связанной со свободным поиском данных из
различных источников.
·
Формируют
навыки и умения анализировать информацию и представлять ее в конкретном виде:
доклада, таблиц, графиков, видеоматериала.
·
Обеспечивают
учебный диалог с помощью телекоммуникационных технологий.
·
Способствуют
формированию различных приемов логического мышления: анализа, синтеза,
абстрагирования, сравнения, обобщения, группировки.
·
Создают
динамические картографические образы, тем самым облегчают усвоение учебного
материала.
·
Представляют
новые возможности для развития творческих способностей.
·
Упрощают
усвоение географических терминов.
·
Дают
возможность оперировать большими объемами географической информации.
·
Дают
возможность неограниченного количества обращений к заданиям.
·
Открывают
возможность немедленной обратной связи с учителем.
В зависимости от
дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ: учебные,
тренажеры, контролирующие, демонстрационные, имитационные,
справочно-информационные, мультимедиа-учебники.
В практике мною используются
различные технологии. В седьмом классе при изучении нового материала использую
мультимедийные уроки. Мною разработана серия уроков по теме «Население» и «Природные
зоны материков».
Интерактивную доску
использую в разных классах и на разных этапах урока. Например, при изучении
темы «Население» в 9-м и 10-м классе.
Изучая возможности
обучения с применением интерактивной доски, мною был подготовлен и проведен
интерактивный урок, в котором приняли участие учащиеся 4-х школ города. Интерактивное
общение в режиме реального времени открыло для меня новые возможности обучения.
Обучающиеся старших
классов, применяя метод проектов, самостоятельно готовят презентации по
различным темам. Наиболее удачные проекты обсуждаем на уроке. В результате
систематической работы мною собраны проекты, созданные старшеклассниками по
теме «Глобальные проблемы человечества».
Но особое значение имеют
ИКТ для подготовки и представления научно-практических работ обучающихся, а
также при подготовке выпускников к ЕГЭ, для повторения материала и для
отработки навыков работы с тестами.
Незаменимы компьютерные
технологии при проведении внеклассных мероприятий. Применение ИКТ открывает
новые возможности для игр, викторин, соревнований, так как может динамично
менять задание, переходить к новым конкурсам.
На уроках и во внеурочное
время использую Интернет. Путешествие по сети стирает
географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения информации. Интернет
– это и превосходное средство для получения информации о последних событиях в
мире. Таким образом, с помощью Интернет кабинет превращается в агентство новостей, а школьники - в
первоклассных репортеров.
В заключении хотелось бы
сказать, что использование современных ИКТ на уроках и во внеурочное время –
это не дань моде, а необходимость, позволяющая обучающимся и учителю более
эффективно решать стоящие перед ними задачи.