Приветствую Вас, Гость

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

 

Тендитнык Л.М.

МОУ «Средняя образовательная школа № 26», г.Зима

 

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но география занимает особое место.

Главное ее назначение в школьной программе – дать обучающимся объективную картину мира, показать ее отличие от места к месту.

Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между людьми, территорией, ее природой и хозяйственной составляющей. Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобы каждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.

Поэтому принципиально важны при формировании географической грамотности оптимальные формы, методы и средства обучения.

Ведь сколько методических задумок учителя порой остаются нереализованными, потому что у группы учащихся не оказалось, к примеру, атласов, а у учителя необходимых карт или иллюстраций. В таких ситуациях педагог не может применить разнообразные формы и средства обучения и эффективность обучения снижается.

Именно поэтому учителя географии накапливают разнообразный наглядно-иллюстративный материал: настенные демонстрационные плакаты, карты, схемы, рисунки, фотографии.  Но даже самые полные «педагогические копилки» не всегда дают возможность обучать так, чтобы школьники воспринимали мир не в виде набора разобщенных природных компонентов, а в виде взаимосвязанных территориальных природно-общественных систем.

 Одним из способов решения таких методических проблем являются ИКТ. Ведь география – это такой школьный предмет, в котором наряду с традиционными формами и средствами обучения, заложены огромные возможности, для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Это могут быть и общедоступные средства MS Office, Internet, и текстовой редактор MS Word, и программы MS Power Point, Notebook, Intel "Обучение для будущего» и другие.

При применении ИКТ обучение направлено не столько на усвоение готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений и самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.

Внедрение ИКТ в процесс обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предмета. Данные технологии позволяют вносить совершенно новые компоненты в содержание урока, организовывать учебный процесс с четко заданной целью и планируемым результатом.

В зависимости от целей и задач урока, содержания учебного материала, уровня подготовленности класса и педагогического мастерства учителя, наличия необходимых средств информационные технологии можно применять на этапе изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, а также на внеклассных мероприятиях. Незаменимы компьютерные технологии при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений, демонстрации учебных материалов, при работе с номенклатурой и статистическими данными.

Способы использования ИКТ: классно-урочная система, индивидуальное обучение, занятия в компьютерном классе под руководством педагога, самостоятельная работа, дистанционное обучение.

Достоинства применение ИКТ:

·  универсальность (возможность сочетания с любым из учебно -методических комплексов и при любом оснащении компьютерами);

·  эффективность применения на всех этапах учебного процесса;

·  гибкость (возможность самостоятельно строить урок из имеющегося материала);

·  наглядность, красота, удобство;

·  воздействие на различные виды памяти.

Какие возможности открывают ИКТ для учителей географии?

·  Способствуют совершенствованию методики преподавания географии в условиях сокращения времени на ее изучение в школе.

·  Облегчают организацию учебной деятельности, упрощают ее планирование.

·  Способствуют более эффективному использованию объяснительно-иллюстративного метода, например, при необходимости в частой смене карт, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.

·  Дают возможность увеличить число заданий практического характера, предназначенных для проверки сформированности у школьников умений работать с различными источниками географической информации, и решать географические задачи, с которыми школьники могут встретиться в жизни.

·  Облегчают сбор и хранение разнообразной информации, создают оптимальные условия для поиска и творческого применения собранного материала.

·  Облегчают процесс выявления пробелов в знаниях обучающихся и их коррекцию; диагностики, мониторинга качества обучения; оценки деятельности школьников.

·  Презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость.

·  Позволяют не только показать географический объект, но и вынести ключевые определения, связанные с его изучением.

·  Позволяют представить вопросы или задания теста в электронном виде, что экономит бумагу и время.

·  Дают возможность использовать кинофрагмент, не теряя времени на включение видеомагнитофона.

·  Открывают новые возможности использования картографического метода обучения.

·  Способствуют созданию ситуаций проблемного обучения.

·  Способствуют внедрению учебных проектов в образовательный процесс.

А что же дают ИКТ обучающимся?

·        Способствуют формированию устойчивого познавательного интереса к географии.

·        Облегчают выполнение самостоятельной работы, связанной со свободным поиском данных из различных источников.

·        Формируют навыки и умения анализировать информацию и представлять ее в конкретном виде: доклада, таблиц, графиков,  видеоматериала.

·        Обеспечивают учебный диалог с помощью телекоммуникационных технологий.

·        Способствуют формированию различных приемов логического мышления: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, группировки.

·        Создают динамические картографические образы, тем самым облегчают усвоение учебного материала.

·        Представляют новые возможности для развития творческих способностей.

·        Упрощают усвоение географических терминов.

·        Дают возможность оперировать большими объемами географической информации.

·        Дают возможность неограниченного количества обращений к заданиям.

·        Открывают возможность немедленной обратной связи с учителем.

В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ: учебные, тренажеры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.

В практике мною используются различные технологии. В седьмом классе при изучении нового материала использую мультимедийные уроки. Мною разработана серия уроков по теме «Население» и «Природные зоны материков».

Интерактивную доску использую в разных классах и на разных этапах урока. Например, при изучении темы «Население» в 9-м и 10-м классе.

Изучая возможности обучения с применением интерактивной доски, мною был подготовлен и проведен интерактивный урок, в котором приняли участие учащиеся 4-х школ города. Интерактивное общение в режиме реального времени открыло для меня новые возможности обучения.

Обучающиеся старших классов, применяя метод проектов, самостоятельно готовят презентации по различным темам. Наиболее удачные проекты обсуждаем на уроке. В результате систематической работы мною собраны проекты, созданные старшеклассниками по теме «Глобальные проблемы человечества».

Но особое значение имеют ИКТ для подготовки и представления научно-практических работ обучающихся, а также при подготовке выпускников к ЕГЭ, для повторения материала и для отработки навыков работы с тестами.

Незаменимы компьютерные технологии при проведении внеклассных мероприятий. Применение ИКТ открывает новые возможности для игр, викторин, соревнований, так как может динамично менять задание, переходить к новым конкурсам.

На уроках и во внеурочное время использую Интернет. Путешествие по сети стирает географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения информации. Интернет – это и превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, с помощью Интернет кабинет превращается  в агентство новостей, а школьники - в первоклассных репортеров.

В заключении хотелось бы сказать, что использование современных ИКТ на уроках и во внеурочное время – это не дань моде, а необходимость, позволяющая обучающимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.

Яндекс.Метрика